В воскресенье, 14 мая, в Турции при высокой явке избирателей (87,3%) прошли президентские и парламентские выборы. На президентский пост претендовали три кандидата. После обработки 100% бюллетеней зафиксированы следующие результаты: действующий президент Реджеп Тайип Эрдоган получил 49,24% голосов, единый лидер оппозиции Кемаль Кылычдароглу — 45%, кандидат от "Альянса АТА" Синан Оган набрал 5,2% голосов избирателей. Поскольку ни одному из кандидатов не удалось преодолеть отметку в 50% голосов, Турцию ждет второй тур выборов, который состоится 28 мая. О том, кто имеет наибольшие шансы победить во втором туре и как это отразиться на взаимоотношениях с Украиной, читайте в материале "Апострофа".
Обнуление по-эрдогановски
Стоит отметить, что для Эрдогана нынешние президентские выборы уже третьи. В первый раз он занял эту должность в 2014 году. Второй раз он был избран президентом в 2018 году на досрочных выборах. Тем не менее, в реальности власть в стране Эрдоган удерживает уже 20 лет: с 2003 по 2014 год он был премьер-министром Турции и контролировал в своих руках все ключевые рычаги влияния.
Нынешние президентские выборы в Турции уже называют историческими, поскольку впервые за все годы правления Эрдогана у оппозиционного кандидата появился серьезный шанс на успех.
Республика против "империи": чего ждать Украине от президентских выборов в Турции
Главным конкурентом 69-летнего Эрдогана является 74-летний Кемаль Кылычдароглу, вокруг которого объединилась турецкая оппозиция, представляющая коалицию из шести партий под названием "Национальный альянс". Кылычдароглу не новичок в политике, он работал в Министерстве финансов Турции и был депутатом турецкого парламента, впоследствии стал лидером Республиканской народной партии. В 2017 году Кылычдароглу возглавил Марш справедливости в Стамбуле, направленный против усиления президентской власти Эрдогана и массовых чисток, которые тот устроил после неудачной попытки государственного переворота 2016 года.
Кстати, право идти на выборы в третий раз Эрдоган обеспечил себе в 2017 году, проведя конституционный референдум, по итогам которого Турция вместо парламентской республики стала президентской республикой. Эрдоган обеспечил себе жесткую президентскую вертикаль, наделив себя фактически неограниченными полномочиями и урезав полномочия парламента.
Накануне нынешних выборов, оппозиционная турецкая партия "Альянс нации" заявила, что Эрдоган не может баллотироваться поскольку, согласно конституции, человек может избираться на пост президента только дважды.
На это Эрдоган ответил так: "По итогам выборов 2018 года Партия справедливости и развития (глава партии Эрдоган – "Апостроф") перешла к новой правительственной системе. Это означает, что она перезагрузила систему. Из соображений здравого смысла и по закону президент, избранный в 2018 году, является первым президентом новой системы".
Протестовать против "перезагрузки" сроков Эрдогана оппозиция не стала, решив выдвинуть единого кандидата и попытаться отобрать власть у нынешнего президента на выборах.
Эрдоган победит?
Оба главных кандидата перед своими сторонниками высказывают уверенность в своей победе. "То, что на президентских выборах будет второй тур свидетельствует о том, что массовой фальсификации результатов действующая власть постаралась избегать", - сказал в комментарии "Апострофу" Директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос.
А вот победить во втором туре, по мнению эксперта, больше шансов у Эрдогана. "Эрдогану для победы достаточно удержать своих избирателей, а вот оппозиционному кандидату Кемалю Кылычдароглу придется где-то брать еще, как минимум 5%. И не факт, что он сможет перетянуть на свою сторону сторонников третьего кандидата – Синана Огана", - прогнозирует Семиволос.
Сам Синан Оган на брифинге для прессы, отвечая на вопрос турецких журналистов о том, кого из кандидатов он поддержит во втором туре президентских выборов, высказался витиевато: "Мы посмотрим на их национальную позицию и компетентность. Будем принимать решение, основываясь на здравом смысле. Здравый смысл подсказывает нам, что мы не можем обещать рай, но пришло время закрыть врата ада".
В победе Эрдогана во втором туре уверен и журналист Осман Пашаев.
"Кемаль Киличдароглу получил исторический максимум для оппозиции с результатом 45%. Резерв для обоих кандидатов – 2 млн 700 тысяч голосов, которые набрал третий кандидат Синан Оган. Впрочем, даже если бы он призвал всех сторонников отдать голоса оппозиции - это так не работает. За Огана голосовали люди националистических взглядов, не воспринимающих сотрудничество обоих кандидатов с политическими курдскими силами. Этот электорат может разделиться между двумя кандидатами или не прийти на выборы. В обоих случаях, если не произойдет чуда, Эрдоган победит с результатом 51-52% во втором туре", - написал Осман Пашаев.
Директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос считает, что в случае проигрыша оппозиция не будет устраивать акции протеста. "Думаю, что протесты маловероятны, если не будет явной фальсификации результатов со стороны действующей власти", - сказал эксперт в комментарии "Апострофу".
Уверенность Эрдогану придают и результаты парламентских выборов, состоявшихся в один день с президентскими, на которых победил "Республиканский альянс" во главе с Партией справедливости и развития (ПСР) Эрдогана. Он набрал 49,31% голосов, что гарантирует ему порядка 322 из 600 мест в парламенте.
На втором месте - оппозиционный "Народный альянс" во главе с Народно-республиканской партией (НРП) Кемаля Кылычдароглу - 35,19% (212 мест).
Альянс АТА, который выдвинул кандидатом в президенты Синана Огана получил 2,46% процента голосов.
Что получит Украина
"Позиция Реджепа Тайипа Эрдогана по отношению к Украине, России и Европе нам хорошо известна, и в случае его победы на выборах в этом плане ничего не поменяется, - говорит Игорь Семиволос, - А вот внутри Турции возможно усиление элементов авторитаризма".
Если президентом Турции станет лидер оппозиции Кемаль Киличдароглу, то он по отношению к Украине и России будет продолжать политику Эрдогана, считает эксперт.
"Единственное, что может поменяться – это отношения Турции с Западом. Они станут более прозрачными и честными. Также оппозиция высказывалась за возвращение Турции к парламентской республике", - резюмировал Игорь Семиволос.
Эксперт по международной политике аналитического центра Украинский институт будущего Илия Куса тоже считает, что ни одному кандидату не выгодно менять статус-кво. "Турция получает всё, что ей нужно от нынешнего балансирования в треугольнике Россия-Украина-Запад: деньги, престиж, участие в переговорах, политическое влияние, экспансия на другие рынки".
"Я делаю ставку на то, что фундаментально, позиция Анкары вряд ли изменится по Украине. Они будут и дальше продавать нам оружие, сохранять торговлю с РФ, сидеть на позиции посредника в переговорах и гаранта зернового соглашения, маневрировать между Западом и не-Западом, привлекая инвестиции для стабилизации экономики", - подчеркнул Куса.
В целом, по мнению экспертов, результаты президентских выборов в Турции существенного влияния на политику по отношению к Украине не окажут. Турцию ждут лишь внутренние изменения, а поэтому второй тур президентской гонки, который пройдет 28 мая нам может быть интересен только ради того, чтобы узнать удержится ли Эрдоган.