С наступлением устойчивой сухой погоды в Киеве и других крупных городах Украины активизировались стритрейсеры (уличные гонщики на автомобилях, англ. street racer, - "Апостроф"), которые в ночное время просто терроризируют местных жителей, чуть ли не преодолевая звуковой порог прямо под окнами жилых домов. Но полиция практически ничего не может с ними поделать. "Апостроф" выяснил – почему, и как с этим вообще можно бороться.
Глас народа
Любимые места "тренировок" стритрейсеров в Киеве – магистральные улицы, по которым удобно разгоняться в ночное время, когда дорожное движение практически отсутствует. Это, в частности, Днепровская и Русановская набережные, пр-т. Николая Бажана, Бориспольское шоссе, ул. Богатырская. Есть трассы и в самом центре столицы – ул. Мечникова, бульвары Леси Украинки и Тараса Шевченко.
Происходящее вызывает праведный гнев местных жителей, о беспределе стритрейсеров пишут на многочисленных форумах.
"Я живу на Мечникова, чуть ли не каждую ночь под окнами рев. Собираются вечером на площадке возле виномаркета Goodwine, гарцают прямо перед носом патрульной полиции, – рассказывает "Апострофу" киевлянин Александр Ильченко. – Спрашиваю их: почему ничего не предпринимаете? В ответ: если попробуем остановить, то завтра работать не будем".
В народе бытует мнение, что стритрейсеры – это такие дети мажоров, высокопоставленных чиновников, которые рассекают по ночам на крутых автомобилях Dodge, Mustang и Lamborghini, а полицейские просто-напросто боятся с ними связываться.
Но это не совсем так. Да, тачки стоимостью $100 тыс. конечно встречаются, но, как рассказывает "Апострофу" Александр Пешко, руководитель проекта Drag Racing (до активной фазы войны они организовывали официальные гонки на киевском автодроме "Чайка"), у одного знакомого стритрейсера был, например, тюнингованный "горбатый запорожец" ЗАЗ-965. До 100 км/час разгонялся за 3 секунды, не хуже Lamborghini.
Так что объяснение – почему полиция не борется со стритрейсерами, совсем не в социальном статусе гонщиков. Но в чем?
"Полиции все равно"
"Гипотетически стритрейсера, который ездит по ночам, можно задержать по трем причинам. Превышение скорости, нарушение режима тишины и нарушение комендантского часа. Но эти нормы фактически не работают", – рассказывает "Апострофу" руководитель Винницкой областной федерации дрегрейсинга и дрифта Андрей Гальчинский.
По его словам, превышение скорости еще надо доказать. Фото и видеофиксация ведется только в тех местах, где есть соответствующие знаки. А там стритрейсеры не превышают. Если и поймали на превышении – ну, штраф 1 тыс. грн. Но что это для человека, который за ночь на бензин столько может потратить?
Нарушение режима тишины вообще недоказуемо. Для этого нужен специальный прибор для определения децибелов. Если скажут – вы шумели, у вас мотор ревет, вы в ответ – нет, не ревет. И все, разговор окончен. Комендантский час? Ну извините, еду на вокзал тещу встречать, у нее поезд в три ночи приходит. Тут единственное, что сделают – это замечание и документы проверят.
"Необходимы четкие законы. А сегодня обвинение в отношении стритрейсера любой юрист разобьет в пух и прах в две секунды", – подчеркивает Андрей Гальчинский.
Александр Пешко говорит, что полиции, по большему счету, на стритрейсеров плевать. Тем более, что они все равно ничего гонщикам предъявить не могут. Какой тогда смысл совершать лишние телодвижения?
Все, что осталось от шикарного кабриолета Dodge Viper Сергея ЧекашкинаФото: из свободных источников
"Полиция активизируется в тех редких случаях, когда происходит резонансное событие. Например, как в 2012 году, когда погиб начальник департамента Минэкономразвития Сергей Чекашкин. Он разбился на Бориспольской трассе, снес своим Dodge Viper стоимостью $150 тыс. двести метров отбойника", – рассказывает руководитель Drag Racing.
По его словам, в подобных случаях полиция предпринимает меры – могут, например, заблокировать стоянку у супермаркета, где вечерами собираются стритрейсеры.
"Но проходит месяц-полтора, и все возвращается на круги своя", – говорит Александр Пешко.
"Много их, очень много. Вечером с 10 вечера до 12 ночи мимо могут более десяти стритрейсеров промчаться. А остановить их и погрозить пальчиком: мол, нехорошо так поступать – смешно. Мы реально почти ничего не можем сделать. Да, существует режим тишины, но мы не можем измерить уровень шума – нет технической возможности. Определить превышение скорости по закону можем только днем", – рассказывает "Апострофу" Александр, старший лейтенант патрульной полиции Днепровского района Киева.
По его словам, чуть ли не единственная возможность призвать нарушителя к ответу – это остановить во время комендантского часа.
"Мы имеем право задержать его на два часа, отвезти в управление полиции и проверить законность пребывания на улице. А в управлении постоянно сидит человек из военкомата, он проверяет нарушителя по своим базам и может выписать повестку. Но стритрейсеры стараются после 12 ночи не ездить", - рассказал полицейский.
Но, надо отметить, что полиция все-таки начала предпринимать профилактические меры в отношении стритрейсеров. Например, 23 апреля первый замначальника департамента патрульной полиции Украины Алексей Билошицкий на своей страничке в Facebook сообщил, что на стоянке в центре Киева стритрейсерам, которые сидели в своих автомобилях, вручали повестки в военкомат.
Стритрейсеры получают протоколы и повестки в военкоматФото: Патрульная полиция
"Но эта мера, надо отметить, тоже не вполне законная – сидят себе люди в машине, ничего не нарушают. Вообще власть должна создавать какие-то условия для рейсеров. Единственное место в Киеве, где можно было проводить заезды – это автодром "Чайка". Но сейчас это стратегический объект: через забор – одноименный аэродром", – рассказывает Александр Пешко.
Но выезжать ночью на дороги и мешать киевлянам отдыхать – тоже не выход.
"Вот у боксера нет условий для тренировок. Так что ему, выходить на улицу людям морды бить?", - говорит Андрей Гальчинский.
Одним словом, решение проблемы стритрейсеров – это принятие действенных законов. Достойное техническое оснащение патрульной полиции. Развитие инфраструктуры для людей, любящих гонки. Иначе жители наших городов так и будут продолжать страдать в ночное время от любителей гоночной езды на улицах.