Рост активности ботов, деятельность которых направлена на беларусскую повестку, отмечает специалист в области социальных сетей, который на условиях анонимности поделился с Media IQ своими наблюдениями.
Эксперт анализировал комментарии, оставленные под сообщениями в политически нейтральных беларусских информационных пабликах в соцсети «ВКонтакте». Большой сегмент подписчиков таких страниц, в том числе региональных, – так называемые «нейтралы». Это люди, которые не выражают активно свои политические взгляды, не имеют конкретных политических убеждений и примыкают в зависимости от ситуации к той или иной политической силе.
«Мы видим, что в беларусских пабликах есть боты, которые оставляют комментарии с целью повлиять на информационную повестку, перевести фокус внимания с проблемы на личность, эмоцию», – говорит эксперт.
По его наблюдениям, цель работы команды троллей – создать вокруг комментариев о демократической повестке негативный фон: обесценить её или перетянуть фокус внимания с ключевой на альтернативную тему, превратить обсуждение проблемы в ругань.
Специалист предположил, что в беларусском сегменте работают как российские, так и беларусские команды троллей:
«Есть одно интересное наблюдение. Когда объявили мобилизацию в России, снизилась активность ботов в беларусских пабликах. Вероятно потому, что эти ресурсы перенаправили на другие цели, чтобы погасить другую повестку. В то же время, на фоне снижения активности прокремлёвских ботов (продвигающих тезисы российской пропаганды) наблюдался рост количества троллей, которые писали на тему беларусской повестки, пытаясь обесценить демократические ценности».
Эксперт делает вывод, что в целом количество сообщений от ботов не сокращается:
«Заказчиков работы таких команд назвать трудно. А заниматься написанием комментариев могут как россияне, которым заплатили за это, так и работники беларусских госструктур, которым дали такое задание».
Медийщикам важно понимать, что на нейтральную аудиторию в соцсетях оказывается огромное влияние с помощью ботов, подчёркивает специалист:
«Всем стоит думать о том, как работать не только со своим ядром, заинтересованной аудиторией, но и теми, кто черпает информацию из российских соцсетей. Там люди, сделавшие выбор в пользу не оппозиционной, а нейтральной повестки, находятся в недружественном пространстве российских соцсетей и подвергаются влиянию через ботов. Это проблема, о которой надо говорить».
Разберёмся в определениях: что такое бот, а что такое тролль?
Тролль – это скорее эмоциональная характеристика, определение роли пользователя. Тролль пытается перетянуть повестку в нужную сторону, вызвать реакцию участников. Троллем может быть и «живой» пользователь, который исполняет такую роль в том числе по своему желанию.
Бот – это техническое определение: несуществующий персонаж, представленный аккаунтом в соцсети, который управляется другим. Чаще всего аккаунты ботов с помощью создания новой учётной записи используются для спама, а троллинг на политические, социальные, экономические темы – скорее частный случай, один из многих вариантов использования фейковых аккаунтов. Обычно компании покупают для достижения своих целей ботофермы (большое число аккаунтов несуществующих людей), их можно купить на чёрном рынке и они стоят недорого.
Как работают тролли
Есть команда, которой даётся задание, и она по этому заданию пишет комментарии. Механизм обычно такой: используется инструмент social media анализа — сервисы, которые сканируют соцсети на предмет нового контента, например, какого-то популярного поста. Ссылки на эти материалы отдаются сотрудникам, чтобы они писали комментарии по соответствующим инструкциям.
Как понять, что комментарии пишет бот?
Об этом можно догадаться по риторике его сообщений. А чтобы убедиться – перейти на профиль. Если там указаны как бы реальные имя, фамилия и фото, нужно посмотреть на историю профиля, количество друзей и подписчиков. Активность «живого» пользователя складывается не только из написания деморализующих или провокационных комментариев. Профиль бота чаще всего будет пустым.
Перевернуть сказанное, «отработать тему», создать иллюзию массовости – какая цель команды троллей
Активность ботов наблюдается и на каналах Media IQ. Но если в TikTok троллинговые комментарии под нашими роликами пишут с такими никнеймами как dy319g5d9y77, user12587309867517 (то есть, явно автоматически созданные аккаунты), то в YouTube ситуация иная. Там у ботов чаще всего есть имена, хотя профили пустые.
Скриншот некоторых комментариев ботов на странице Media IQ в YouTube
По наблюдению редактора канала, неадекватные комментарии стали появляться больше года назад, после полномасштабного российского вторжения в Украину, и когда начали расти просмотры видео.
«Под роликами, которые собирают несколько тысяч просмотров, гарантированно можно встретить “гдевыбыли8лет”. Даже если видео не о войне. А если ролик о беларусском образовании, появляются дамы (во всяком случае, судя по аватаркам, это дамы) с текстами о “благословенной родине, которая воспитывает истинных граждан”. Политические темы – всё, что касается истории, нации, языка – притягивают “гопнические” комментарии в духе “ты с какой страны вещаешь”. Изредка прямо угрожают: “Приезжайте домой, отправитесь на нары”, “Пойдёте швеями поднимать легпром”, “Когда уже вас начнут ликвидировать?”»
Скриншот некоторых комментариев ботов на странице Media IQ в YouTube
Как отмечает редактор канала, есть несколько характерных коротких месседжей, которые повторяются из раза в раз вне зависимости от темы видео. Это, например, обвинения в приверженности ЛГБТ-ценностям:
«При том, что ни одного ролика на тему ЛГБТК+ за последний год у нас не было. Также среди месседжей: “Вы забыли (вариант – оправдали) преступления нацистов”, “Мы – русские”, “Мы с Россией – один народ”, “Мы – против Запада!”, “Хватит мутить воду!”, “У нас в стране всё хорошо”».
По словам редактора канала, цель работы команды троллей – перевернуть сказанное в ролике:
«К теме политических репрессий пристёгивается гендер, ЛГБТ, преступления нацистов времён Второй мировой. Всё это лепится в один комок, “смысловое ядро” которого примерно следующее: вы (то есть мы) – последователи нацистов, которые хотят уничтожить (вариант: поработить) беларусский и русский народы, что в целом одно и то же, с помощью либеральной идеологии, которая, в свою очередь, выражается в нейтральном отношении к гомосексуалам».
Другая цель, которую преследуют тролли – «отработать тему»:
«Если мы говорим, что пропаганда скрывает проблемы в образовании, иногда пишут, что “в учреждениях образования учащимся предоставляются возможности для учёбы и проведения активного досуга”. Вряд ли обычный юзер в состоянии такое изобрести.
Ещё она больная тема – история. Как беларусам жилось в Польше и БССР, какова историческая роль БНР. Конечно, всё это превращается в хамские разборки.
Наконец, третья цель – создать иллюзию массового несогласия с тем, что мы рассказываем в роликах. Одна это группа троллей или их несколько, кем конкретно они управляются, сказать трудно. Опять же, нельзя сбрасывать со счетов и обычных граждан, обработанных пропагандой».
Скриншот некоторых комментариев ботов на странице Media IQ в TikTok
Интересно, что в канале Media IQ в TikTok, напротив, появляются некоторые комментарии от ботов с антикремлёвскими месседжами.