"Люди все равно заплатят": почему в Украине сильно подорожают бензин и дизель/С лета цены на автомобильное топливо вырастут до +11 гривен за литр
"Люди все равно заплатят": почему в Украине сильно подорожают бензин и дизель/С лета цены на автомобильное топливо вырастут до +11 гривен за литр

"Люди все равно заплатят": почему в Украине сильно подорожают бензин и дизель/С лета цены на автомобильное топливо вырастут до +11 гривен за литр

С февраля 2023 года в Украине наблюдается снижение цен на нефтепродукты. Однако через несколько месяцев ситуация может измениться, так как власти решили вернуть довоенные ставки акцизов и НДС на автомобильное топливо. "Апостроф" выяснял, насколько подорожает бензин, дизель и автогаз.

Украина возвращается к довоенным правилам налогообложения. С 1 июля, как ожидается, будут отменены все налоговые льготы, которые были введены после российского вторжения в феврале 2022 года. Об этом в последних числах марта заявил глава комитета Верховной рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.

В частности, ожидается возвращение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) на автомобильное топливо в размере 20%. После начала войны, напомним, она была понижена до 7%.

Читайте: Что будет с ценами на топливо в Украине весной: прогноз экспертов

Спорное решение

Гетманцев заявил, что снижение налоговых ставок было ошибкой, так как оно привело не к уменьшению цен нефтепродуктов, а к увеличению доходов трейдеров.

Однако с таким мнением многие не согласны.

"В прошлом году, когда цена нефти доходила до 140 долларов за баррель, такое давление для людей было очень тяжелым, если бы они платили, условно говоря, 80 гривен за литр. Кроме того, тогда было ухудшение логистики, разрушение инфраструктуры, уничтожение отечественного производства (из-за обстрелов был разрушен Кременчугский НПЗ, – "Апостроф"). Тогда это решение было обосновано. Оно было направлено на то, чтобы уменьшить социальное давление", - сказал в комментарии изданию руководитель аналитического направления сети "АНТС" Илья Несходовский.

Читайте: Налоги возвращаются: выживет ли украинский бизнес

Вместе с тем, большую часть 2022 года цены на горючее все равно росли – из-за логистических проблем и дорогой нефти, отметил в разговоре с "Апострофом" эксперт компании "Нафторынок" Александр Сиренко.

"Одновременно правительство устранилось от регулирования цен на рынке автомобильного топлива, что привело к тому, что трейдеры резко увеличили маржу, а цены выросли до уровня 60 и более гривен за литр", - подчеркнул Сиренко.

Но таких цен уже давно нет. Несколько месяцев подряд они снижаются, и по состоянию на конец марта выглядели следующим образом: бензина А-95 - 47 гривен/литр, дизельного топлива – 47,2 гривны/литр, сжиженного автомобильного газа – 21,7 гривны/литр. Горючее дешевеет из-за падения котировок нефти и газа в мире и насыщения отечественного рынка нефтепродуктов.

Но даже сегодня в стоимости бензина и дизеля присутствует избыточная наценка, которая составляет более трети цены.

"В опте дизель можно приобрести по 33-34 гривны за литр. В то же время, стоимость на заправках достигает 48-52 гривен. Поэтому у трейдеров есть возможность не только сохранить нынешние цены, уплачивая акциз за счет некоторого сокращения своей наценки, но и снизить их до 46 гривен за литр. И это обеспечит операторам вполне достойную прибыль", - говорит эксперт.

Цены вырастут

Кстати, об акцизах. С 1 июля их, также как и НДС, планируют вернуть к довоенному уровню.

Напомним, в марте прошлого года, когда ставку НДС на горючее снизили с 20% до 7%, также обнулили акцизы, которые для бензина составляли 213,5 евро/1000 литров, для дизтоплива – 139,5 евро/1000 литров, для автогаза – 52 евро/1000 литров.

В конце сентября Верховная рада вернула акцизы, однако в усеченном виде для бензина и дизеля – 100 евро/1000 литров (для газа акциз вернулся на довоенный уровень в 52 евро/1000 литров).

И вот с середины 2023 года акцизы будут восстановлены в полном размере. Как и ставка НДС.

А это значит, что вырастут и цены на горючее.

Поскольку наиболее высокой будет ставка акциза для бензина, то и цена на этот вид топлива увеличится больше всего.

По словам директора консалтинговой группы "А-95" Сергея Куюна, если исходить из цен, которые сложились на сегодня, то бензин А-95 подорожает более, чем на 11 гривен. То есть если сегодня за него платят примерно 47 гривен/литр, то после возвращения полных ставок акциза и НДС он будет стоить более 58 гривен/литр.

Эксперт прогнозирует повышение стоимости дизельного топлива на 7,7 гривны/литр. Сегодня литр дизеля стоит 47,2 гривны, значит после 1 июля его цена может достичь 55 гривен.

Менее заметно подорожает сжиженный газ, так как на него уже установлена довоенная ставка акциза, а потому стоимость вырастет только за счет увеличения НДС.

По оценкам Сергея Куюна, цена автогаза поднимется примерно на 2,6 гривны/литр. Сейчас он стоит более 21,7 гривны/литр, таким образом, в середине года цена газа должна подрасти примерно до 24,4 гривен/литр.

От себя добавим, что если к 1 июля цены на топливо будут выше, чем сегодня, например, из-за подорожания нефти, чего исключать нельзя, так как ряд нефтедобывающих стран, включая Саудовскую Аравию, анонсировали сокращение нефтедобычи, подорожание окажется более существенным (аналогичным образом, если горючее продолжит дешеветь, его подорожание после возвращения НДС и акцизов будет менее ощутимым).

Европейская цена

Сергей Куюн считает, что в нынешних условиях возвращение довоенных акцизов и НДС логично и оправдано.

"Понятно, что государству нужны деньги, а люди на машинах купят топливо по любой цене", - пояснил Куюн.

Кроме того, по его словам, в Украине налоги на горючее существенно ниже, чем в странах ЕС, и их грядущее повышение – это определенная плата за нашу евроинтеграцию.

"Евросоюз в рамках работы по нашему будущему членству говорит, что нам нужно поднимать налоги хотя бы до минимальных европейских", - считает эксперт.

А это значит, что июльское повышение, скорее всего, не последнее.

Однако есть и определенные риски, связанные с увеличением налогов и сборов.

По словам Куюна, до войны администрирование топливных налогов осуществлялось неудовлетворительно.

"Высокие налоги всегда стимулируют схемы по уходу от их уплаты, и государство справлялось со своей задачей очень плохо. Цены вырастут, но бюджет может не получить тот эффект, на который рассчитывает. Эти налоги просто утекут в карманы "бодяжников" и "схематозников"", - резюмировал специалист.

Теги по теме
война нефть
Источник материала
loader
loader