Кого утратила наука и IT. Три истории ученых и айтишника, которые погибли на войне с РФ
Кого утратила наука и IT. Три истории ученых и айтишника, которые погибли на войне с РФ

Кого утратила наука и IT. Три истории ученых и айтишника, которые погибли на войне с РФ


Новое средство для остановки крови, исследования вкуса, открытие офисов для программистов. Чем занимались погибшие на войне специалисты

Украина теряет на войне не только людей и инфраструктуру, но и идеи, а также технологии. Планы погибших в боях людей уже не воплотятся в том виде, в котором задумывались.

Liga.Tech собрала истории двух ученых и айтишника, погибших на войне с Россией. Это изобретатель кровоостанавливающего средства, популяризатор науки и основатель биостартапа, и айтишник-стартапер. Это лишь краткий список людей, которые не продолжат свою работу из-за того, что их забрала война.

Биолог Бижан Шаропов. Был на войне с 2014 года

Бижан Шаропов – украинский биолог и популяризатор науки, в первые дни полномасштабного вторжения пошел защищать Украину. С апреля 2022 года он считался пропавшим без вести под Изюмом. Лишь недавно его гибель была официально подтверждена.

До 24 февраля Бижан работал в отделе нервно-мышечной физиологии Института физиологии имени А.А. Богомольца, где до 2021 года возглавлял совет молодых ученых.

"Где-то в 2008-2009 годах Бижан пришел к нам в лабораторию студентом Киево-Могилянской академии", – вспоминает Алексей Болдырев, доцент кафедры молекулярной физиологии и биофизики Института физиологии имени Богомольца НАНУ. Когда началась война, Бижан ушел добровольцем. 2014 год он провел на фронте в "Айдаре", а затем снова вернулся в лабораторию.

Кого утратила наука и IT. Три истории ученых и айтишника, которые погибли на войне с РФ - Фото 1

Бижан занимался изучением ионного канала, который помогает чувствовать острое и горячее. Первооткрывателям этих каналов в 2021 году дали Нобелевскую премию, а ученый-воин исследовал его в нервных клетках, клетках гладких мышц, пытался понять, где он и как работает, рассказывает его коллега. Нарушения в работе этих каналов приводят к разным заболеваниям, в том числе эпилепсии и проблемам с сердцем.

Ученый преимущественно занимался электрофизиологией, вспоминает Болдырев: "Сидел и с помощью тоненькой стеклянной пипетки измерял электрические токи в отдельных клетках". Любил говорить: "Мы, биофизики, считаем так".

Кого утратила наука и IT. Три истории ученых и айтишника, которые погибли на войне с РФ - Фото 2

Когда началась большая война, никто не сомневался, что Бижан Шаропов пойдет туда, вспоминают коллеги. Он был настроен, что эту войну, которая началась еще в 2014 году, нужно заканчивать. Бижан видел ее начало и считал, что рано или поздно определенное обострение произойдет.

После возвращения из АТО, кроме собственно научной деятельности Бижан вместе со своими побратимами по батальону "Айдар" организовали небольшую биотехнологическую компанию и начали делать реактивы для лабораторных исследований.

"Это мало кто делает в Украине, а они начали. В частности, создали одну из первых в Украине тест-систем для выявления коронавирусной болезни", – говорит Болдырев.

Компания получила большие заказы, планировала расширяться. Но полномасштабное вторжение все это прервало. Пока неизвестно, что дальше будет с этой компанией, потому что практически все ее организаторы погибли во время вторжения.

Алексей Болдырев вспоминает, что такого специализированного бизнеса в Украине еще не было. И важно, что молодые ученые увидели, что так можно делать. Многие были скептичны – есть же большие мировые организации, государственные и негосударственные. Но Бижан с коллегами показали пример.

Андрей Кравченко. Химик, который пошел добровольцем

Андрей Кравченко – украинский химик, разрабатывавший в команде других ученых местный коагулянт. Это препарат, останавливающий кровотечение, пока врач не сможет добраться до раненого солдата. 31 марта первая партия этой разработки была доставлена на фронт, а через три дня Андрей пошел добровольцем в тероборону. Он погиб в автомобиле из-за мины.

Кого утратила наука и IT. Три истории ученых и айтишника, которые погибли на войне с РФ - Фото 3

"С Андреем Кравченко я познакомилась в 2017 году", – рассказывает ученая Мария Галабурда. Тогда она работала в Малой академии наук, где для детей проводили научно-популярные театрализованные лекции в рамках проекта "Театр науки". Андрей пригласил Марию с командой в колледж (центр профобразования), чтобы они показали ученикам научное шоу.

С 2003 года герой был сотрудником Института химии поверхности имени Чуйко, где работал над диссертацией о растворении чернозема в щелочных растворах. Однако после защиты ученый решил кардинально изменить направление своих исследований.

После того как в 2014 году началась оккупация востока Украины, он пошел служить добровольцем в батальон "Киевская Русь". Участвовал в боевых действиях как минометчик. В начале 2016 года при выходе из Дебальцево они прикрывали выход группы солдат. "За это ему присвоили знание Народного героя Украины", – вспоминает еще один коллега Андрея Кравченко Андрей Дацюк.

Там Андрей получил небольшое ранение и после этого вернулся в институт, продолжая общение с побратимами. Пока герой был на фронте, по его словам, увидел серьезную проблему сохранения жизни.

"Это отсутствие кровоостанавливающих препаратов. Иностранные дорогие, поэтому в аптечках часто вообще ничего не было", – объясняет ученый.

В Украине уже занимались созданием сорбентов на основе кремнезема. Их эффективность для поверхностных ран уже известна, но именно Кравченко решил использовать эти препараты при ранении внутренних органов или для глубоких ран, которые возникают из-за артобстрелов.

Вместе с доктором фармацевтических наук Игорем Геращенко и другими исследователями Андрей сосредоточился на этой разработке. Клинические исследования проводились на базе Винницкого медицинского университета, где была доказана эффективность таких методов. В конце марта в Ивано-Франковске заказали эту разработку, первую партию кровоостанавливающих бинтов, чтобы опробовать их на поле боя. А 3 апреля Андрей Кравченко погиб.

Даниил Богуславский. Чемпион и айтишник

32-летний Даниил Богуславский – трехкратный чемпион Украины по американскому футболу и сотрудник IT-компании JustAnswer. В преддверии Рождества NFL Network показала документальный фильм об украинских игроках в американский футбол, погибших на войне против России. Среди них был Даниил. Его не стало 16 октября, когда наш герой спасал раненого побратима в Херсонской области.

Даниил пошел на фронт добровольцем и служил в 128 горно-штурмовой Закарпатской бригаде стрелком-помощником гранатометчика стрелкового взвода.

Кого утратила наука и IT. Три истории ученых и айтишника, которые погибли на войне с РФ - Фото 4

"У него было очень много энергии. Он был весьма склонен к точным наукам. И очень физически активен", – говорит Надежда Семен, руководитель Даниила в IT-компании JustAnswer, где воин работал на должности Operational Administrative Coordinator.

Даниил был финансистом по образованию, но никогда не видел себя в этой сфере. В ужгородский офис JustAnswer он пришел в 2019 году. "Нам нужен был человек, который сможет решить проблему с сетью, роутером, позаботиться об обеспечении связи", – говорят коллеги. Они добавляют, что Даниил был перфекционистом, все делал тщательно, внимательно к деталям.

Вскоре Даниила повысили, и он стал отвечать за все офисы компании. Айтишник продолжал жить в Ужгороде, но часто ездил в командировки. 

Его крупнейший проект – открытие нового офиса во Львове. Герой занимался всем: от построения архитектуры расположения сетей до работы с поставщиками. "Даниил делал больше, чем требовали или просили. Недооценивал, насколько его любят. Хотел, чтобы его помнили лучшим", – вспоминает Надежда. В то же время он был очень веселым. Троллинг, шутки – это был его подход.

Вне работы, кроме игры в американский футбол, у Даниила был свой стартап "Сам сломал", где он ремонтировал машины, помогал коллегам.

После 24 февраля Даниил мог не пойти в армию, потому что у него был отец с инвалидностью. Но решил не оставаться в стороне.

С его знаниями и выдержкой он мог перевестись на дроны, но оставался гранатометчиком. Говорил: "Освободим Херсон, а тогда возможно".

После войны Даниил собирался овладеть военной специальностью, поскольку в некоторых случаях видел, как сделать лучше, но не имел знания или обоснованной позиции. "У него было очень много планов на время после войны. Он хотел вернуться, верил, что мы освободим Херсон. До сих пор не пришло ощущение, что его нет", – говорят коллеги.

Читайте также
Украинские айтишники примут участие в хакатоне от НАТО – будут искать противодействие пропаганде
"Айтишник? Делай нам эксельку!" Поговорили с IT-специалистами, которые пошли в ВСУ
Ольга Лицкевич
корреспондент LIGA.Tech
Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
0
Напишите нам
Теги по теме
война наука
Источник материала
loader
loader