«Красота требует жертв» — пословица всем известная. Если эти слова произносит современная женщина, она имеет в виду отказ от пирожных, необходимость занятия фитнесом, материальные затраты на красивую одежду и косметику. Но были времена, когда женщины, а иногда и мужчины, приносили на алтарь моды свое здоровье и даже жизнь. И так продолжалось несколько столетий.
Ради соблазнительного взгляда
Капнул яду, и будет такой глазик
В старину в Европе дамы, нередко, перед приемом или романтическим свиданием, закапывали глаза соком белладонны (красавки). За счет этого расширялся зрачок, глаза блестели, взгляд казался более глубоким и несколько томным. Кстати, название растения, белладонна, происходит от итальянских слов «bella donna» — «красивая дама».
Но белладонна — яд. Используя его, красавицы убивали свое зрение. Более того, белладонна могла вызвать временное помутнение рассудка и галлюцинации. Иногда сок растения втирали в щеки, дабы придать им «естественный» румянец, что, конечно, тоже было вредно.
Читайте также: Джиа Каранджи: трагическая судьба одной из первых супермоделей в мире
Неживые цветы
Диадемы — ядовитые. Цветы на шляпке — тоже
Что может быть прелестней живого цветка? Но как же быстро он вянет! И однажды для цветов было придумано «средство Макропулоса». Цветки вымачивались в растворе мышьяка, благодаря чему долго сохраняли первозданный вид.
Диадемы из таких «живых» цветов быстро вошли в моду. Однако у тех, кто носил на себе такие «консервы», периодически наблюдались головные боли и головокружения, а на коже появлялись язвы и струпья.
Ближе к концу XIX века было доказано, что даже через кожу мышьяк оказывает на организм ужасное воздействие. А яда, содержащегося в одной диадеме, было достаточно, чтобы убить 20 человек…
Птичку не жалко?
Шляпки с трупиками птиц носили и молодые, и дамы солидного возраста
Мышьяк применялся не только для сохранения цветов, его использовали и таксидермисты.
В позапрошлом веке в моду вошли женские шляпки, украшенные чучелами небольших птиц. Странно, что это могло нравиться, но нравилось.
Для украшения головных уборов безжалостно убивали сотни тысяч, миллионы пернатых. Массово уничтожались райские птицы, белые цапли, африканские страусы, колибри и т.д. Тушки консервировались мышьяком и вуаля — на голове у почтенной леди — мышьяковая бомба.
Во что превращались руки мастериц, которые изготавливали подобные шляпки, лучше не рассказывать. Но и сама обладательница «птичьего» головного убора подвергала себя пагубному воздействию паров мышьяка.
Дикая манера носить на себе трупы касалась не только шляпок — из мелких птиц изготавливались и кулоны, и серьги. Понятно, что пропитывались птички все тем же мышьяком. Как там у Пушкина? «Ужасный мир, ужасные сердца».
Зараза на подоле
Шлейфы разных периодов XIX века
Шлейфы вошли в моду примерно с XV века. Если кто не знает, шлейф — это удлиненная задняя (а иногда и боковая) часть подола платья. В разное время шлейфы были разными. Нередко он был просто продолжением платья. То есть, юбка изготавливалась так, что задняя часть была намного длиннее передней.
В конце XIX века в моде были платья с несколькими юбками, тогда шлейф мог быть продолжением или одной из них, или двух. Еще один вариант — шлейф от талии. Он был съемным.
Длина шлейфа также могла быть различной — от полуметра и до… Например, длина шлейфа платья, в котором короновалась Екатерина II — 3,5 метра.
С середины XIX века платья со шлейфом прочно вошли в повседневную моду. То есть, их носили не только коронованные особы, и не только по торжественным случаям, их носили практически все, даже прислуга.
Шлейф — это красиво, бесспорно. Но не очень удобно (искусство носить подобные платья приходилось осваивать) и совсем не гигиенично.
Подол, по сути, «подметал» улицу. А ведь там были не только пыль и песок, но и опасные болезнетворные бактерии! И все это приносилось в дом. Вытряхнул платье — и получил «полный набор» — тут тебе и тиф, и холера, и много чего другого… Напомним, что в те времена медицина была не такой продвинутой, как сегодня, и многие болезни были смертельно опасны.
Безумные шляпки
Слева — модники тех времен. Справа — Шляпник, иллюстрация к «Алисе в стране чудес»
В конце XVIII и в начале XIX веков мужчины носили шляпы из фетра. Например, цилиндр вошел в моду во Франции где-то в начале 1890 годов. Вначале фетр делали из бобрового пуха, затем (когда бобров истребили) — из заячьего. Цилиндр получался так: из пуха мокрым валянием изготавливался фетровый колпак, затем его в горячем виде натягивали на металлическую форму. И все бы ничего, но при производстве фетра использовался состав, содержащий ртуть.
Помните Шляпника из «Алисы в Стране чудес», того, который был «слегка не в себе»? Ненормальным он изображен совсем не случайно. Льюис Кэрролл, знал, о чем писал — в те времена шляпных дел мастера очень часто страдали нервными расстройствами, иногда и вовсе сходили с ума. У англичан есть даже выражение — «as mad as a hatter», что означает — «безумен, как шляпник».
Конечно, шляпникам приходилось тяжелее всего, но и владельцы фетровых головных уборов портили себе здоровье. К счастью, с середины XIX модные в те времена цилиндры стали изготавливать по другой технологии — из шелковой ткани, натянутой на жесткий каркас, выполненный из нескольких слоев марли и безвредного клея. Ну, и выделка фетра со временем стала безвредной.
Мертвенно-фарфоровая кожа
Кожу выбеливали во все века
В старину в моде была бледность. Загар считался признаком низкого положения — темная кожа была у крестьянок, работавших под палящим солнцем. Ради отбеливания лица на него наносились мази — цинковые или даже свинцовые белила. Но свинец, накапливаясь в организме, вызывал сильные боли в животе, рвоту, повышение температуры. С косметикой тогда такие симптомы никто не связывал, грешили на некачественную пищу. Со временем свинцовое отравление приводило к тяжелым заболеваниям печени, сердца, к общему ослаблению иммунной системы.
С XVII века в обиход вошла рисовая пудра. Ею покрывали не только лицо, но и шею, плечи. Одна беда — чистая рисовая пудра плохо держалась на теле. Мастера-косметологи для лучшего прилипания начали добавлять в нее разные вещества, в том числе свинцовые соли и прочую гадость, вплоть до мышьяка. Производители уверяли, что добавка солей свинца в сухую пудру безвредна. Однако под воздействием пота соли разлагались, и свинец проникал в организм.
К концу XIX века даже появились рекомендации врачей, в которых рассказывалось, как в домашних условиях можно определить, есть ли в косметике опасные вещества, например, соединения свинца или ртуть.
Читайте также: Маурицио Гуччи: как бывшая жена «заказала» убийство последнего наследника модной империи
Страдания ради осиной талии
Корсет и то, к чему он приводит
Корсеты вошли в моду еще во второй половине XV века, в Испании. Первые делали из стали и дерева. Для вентиляции в них предусматривались отверстия. Чтобы в корсете можно было хотя бы согнуться, они снабжались шарнирами. Талию модницы затягивали немилосердно — до 40 см в обхвате. Носить эту штуку было подлинной пыткой!
В XVIII веке корсеты были уже более «милосердными» — их делали из ткани, а для придания формы использовался гибкий китовый ус. Но дышать полной грудью в нем все равно было невозможно. Дамы нередко падали в обморок, от недостатка кислорода, особенно часто — после танцев. Даже предусматривались особые комнаты, где несчастная могла отдышаться и прийти в себя.
Только в начале XIX века был период, когда платье могло обходиться без корсета — талия была смещена под грудь, а ниже груди его форма была свободной.
Необходимо отметить, что в XVIII и XIX веках корсеты выполняли несколько функций. Во-первых, они поддерживали грудь (бюстгальтеров в те времена не было). Во-вторых, поскольку платья обнажали плечи, вся конструкция его держалась на поясе — за счет корсета. Ну и, конечно, корсет затягивал талию.
К середине XIX века, врачи буквально забили тревогу — корсеты деформировали грудную клетку, неестественным образом смещали внутренние органы — печень, желудок, кишечник. То есть, просто калечили женщин, приводя к многочисленным хроническим заболеваниям. А ведь их начинали носить с 4-5 лет…
В 1874 году был опубликован список из 97 (!) заболеваний, к которым могло привести использование корсета. Но лишь в 30-40-х годах XX века он ушел из мира моды как обязательный элемент.
Огнеопасная воздушность
Слева кринолин середины XIX века. Справа — дама в платье с кринолином. Как она сидит??
В первой половине XIX века в моде были пышные юбки. Для создания такого эффекта под основную ткань надевали целый комплект нижних юбок — до шести штук. Затем конструкцию облегчили за счет использования кринолина. Придумал эту штуку Чарльз Уорт, парижский модельер, британского происхождения.
Кринолин представляет собой жесткий, но легкий каркас, поддерживающий юбки, и придающий им форму. Изготавливали его обычно из стальной проволоки, обтянутой тканью, и широкой тесьмы. Стальными были обручи, а тесьма связывала их по вертикали.
Сразу отметим, что кринолины носили женщины любого социального положения — и аристократки, и служанки, и рабочие.
В период моды на широкие платья, диаметр кринолина у подола мог достигать полутора метров и более. Да, это выглядело шикарно. Но, вместе с тем, кринолин создавал массу неудобств. Подобное платье проходило не во все двери. В нем было крайне неудобно сидеть. Посадка в экипаж требовала настоящего мастерства. Но, главное, за подолом широкой юбки было нелегко уследить — можно было опрокинуть какой-нибудь предмет. Например, свечу. Краем подола можно было задеть и пламя камина. И опрокидывали, и задевали, и горели… А сорвать юбку, наброшенную на кринолин, было непросто.
Доподлинно неизвестно, сколько барышень погибло в «кринолиновых пожарах», но их число измерялось многими сотнями. Впрочем, «соучастниками» кринолина в этом пагубном деле были и ткани, бывшие тогда в моде — тюль, газ, кисея, муслин. Они были очень легкими и вспыхивали мгновенно.
Краска смерти
Жизнь в зеленом цвете. Смерть — тоже
Во второй половине XVIII века в моде был зеленый цвет. Но качественную зеленую краску для ткани долгое время придумать не могли. Наконец, в 1775 году Карл Шееле получил чудесный зеленый цвет, используя соединения меди и мышьяка. Краситель немедленно покорил Европу. Из ткани с использованием этого пигмента изготавливались платья, чепцы, шторы, обои… И никто не задумывался о том, какой ужасный эффект оказывает мышьяк на кожу и внутренние органы человека.
В 1814 году пигмент был усовершенствован, новая краска получила название «парижский зеленый». Этот краситель был более стойким, но… столь же ядовитым. Эпоха «парижского зеленого» закончилась лишь в конце XIX века, когда смертельная опасность соединений мышьяка уже ни у кого не вызывала сомнений.
Читайте также: Его одежду раскупали за 25 минут: история дизайнера Карла Лагерфельда
Избавление навсегда
Реклама приборов для депиляции с помощью «Х-лучей»
В прошлом для депиляции применяли: бритву, хлебный мякиш, смолу, воск, негашеную известь и соединения мышьяка (как же без них?). Еще волосы выжигали огнем и выщипывали. В 1875 году изобрели электрическую депиляцию (каждый волосок выжигался электротоком).
А в самом конце XIX и в начале XX века прогресс достиг невиданных высот — депиляцию начали делать с помощью рентгеновских лучей. При этом пугающих терминов «рентгеновские лучи» и «радиация» производители аппаратов избегали. В рекламе говорилось о неких «Х-лучах».
Производители утверждали, что их аппараты позволяют избавиться от волос безболезненно и навсегда. Да, от волос красавицы избавлялись навсегда, но они навсегда расставались и со своим здоровьем. И только в 40-х годах прошлого века, когда число заболевших раком кожи стало слишком уж заметным, власти США запретили любое использование подобных аппаратов.
Александра Павлий