Зерновое соглашение теоретически можно продлить после 22 ноября без участия России, однако это повлечет за собой некоторые трудности. Об этом в интервью LIGA.net сообщил заместитель министра инфраструктуры Украины Юрий Васьков, ответственный за морское направление.
- Эти два дня, когда инспекции осуществлялись без РФ, показали, что он реален. Сейчас мы о нем не говорим, потому что ждем позиции и ООН, и Турции. Он будет иметь определенные сложности для рынка, в том числе рост стоимости фрахта судов, страхования и т.д. - сказал он.
По словам Васькова, приостановка участия России в соглашении на пять дней привела к тому, что некоторые страховые компании отказались страховать без возобновления четырехстороннего участия, а также увеличились фрахтовые ставки.
- Судоходный рынок очень чувствителен к вопросам безопасности. Формат с участием всех сторон, где обязуются не атаковать суда и инфраструктуру, привлеченные в экспорте зерна, для мировых игроков выглядит наиболее надежным, - объяснил замминистра.
Теоретический вариант дополнительных финансовых гарантий со стороны украинского правительства есть. Практически он уже был дважды воплощен: для авиакомпаний с гарантиями покрытия в случае негативных последствий в феврале и покрытие по Дунайским портам, если какое-либо гражданское судно будет поражено.
Юрий Васьков заявил, что после возвращения в соглашение Россия продолжила тормозить проверку судов. Без нее 30-31 октября Турция и ООН проверяли по 40 судов, с ней – до десяти. По состоянию на 7 ноября 88 судов ожидали разрешения на заход в украинские порты. 18 загруженных судов готовились к инспекции в турецких территориальных водах.
Справка
Зерновое соглашение заключили 22 июля Украина, ООН, Турция и Россия. Оно действует до 22 ноября и будет автоматически продлено, если ни одна сторона не будет против.
29 октября Россия заявила о приостановлении своего участия в сделке из-за атаки дронов на корабли Черноморского флота в Севастополе. 2 ноября Москва вернулась в соглашение. Без РФ Турция, Украина и ООН смогли согласовать дальнейший проход зерновозов.