По состоянию здоровья.
Итак, во вторник глава Национального банка Кирилл Шевченко подал в отставку по состоянию здоровья.
Об этом он сообщил в Facebook.
"В силу причин, связанных со здоровьем, которые я не могу в дальнейшем игнорировать, принял для себя сложное решение.
Я покидаю должность главы Национального банка Украины.
Я обратился к президенту Украины с просьбой принять мою отставку", – заявил Шевченко.
Он заявил, что пришел в НБУ в 2020 году как антикризисный менеджер и считает свою миссию выполненной.
"С начала полномасштабной войны Национальный банк обеспечил бесперебойную работу финансовой системы, не допустил панику на валютном рынке, остановил масштабный отток капитала ради защиты резервов, удержал инфляцию на адекватном уровне во время войны, подставил плечо государственному бюджету, понимая сложности с привлечением средств во время войны", – заявил Шевченко.
Он добавил, что сейчас НБУ сильнее, чем когда-либо, и его преемник получит сильную, капитализированную и устойчивую банковскую систему.
Отметим, что по данным нескольких украинских СМИ причины прошения об отставке две: болезнь Шевченко и разногласия с ОП.
В среду президент Владимир Зеленский внес в Верховную Раду проект постановления об увольнении Кирилла Шевченко с должности главы Национального банка Украины, а уже в четверг Комитет Верховной Рады по вопросам финансов поддержал постановление об увольнении Шевченко с должности Председателя НБУ.
Должность главы НБУ, вероятно, достанется бывшему председателю правления Ощадбанка Андрею Пышному.
Эту информацию в комментарии многим украинским СМИ подтвердили собеседники, приближенные к Офису президента, правительству и профильному комитету парламента.
К слову, уже вечером 6 октября финансовый комитет Верховной Рады рассмотрит кандидатуру Пышного на пост главы НБУ.
Об этом в Telegram сообщил первый замглавы комитета Ярослав Железняк.
"Сегодня в 18:30 наш Комитет по вопросам финансовой политики снова соберется.
Тема: рассмотрение назначения Андрея Пышного на должность Главы НБУ", — написал депутат.
Среди кандидатур, которые могли бы возглавить НБУ, называли также почетного президента Киевской школы экономики Тимофея Милованова, заместителя исполнительного директора от Украины в МВФ Владислава Рашкована, банкира (экс-главу "Райффайзен Банка Аваль") Владимира Лавренчука.
Кандидатуру внесут сразу после голосования отставки еще нынешнего главы НБУ Кирилла Шевченко.
Скорее всего, назначение состоится в день голосования Бюджета в первом чтении.
Какой станет политика НБУ.
Очень жаль, что Шевченко уходит с должности главы НБУ, тем более в такое сложное для Украины время, пишет заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии Мария Репко.
Любые изменения сейчас будут тяжелее, чем когда-либо, поэтому надежда на то, что новый глава продолжит политику НБУ по ответственному монетарному финансированию бюджета.
Кто бы ни пришел на должность, он получит сильный институт в очень тяжелое время, и при принятии решений придется часто выбирать между плохим и худшим вариантом, отмечает эксперт.
"Сейчас финансовая помощь западных партнеров Украины – единственное, что позволяет стране держаться на плаву.
Они покрывают огромную часть расходов государственного бюджета.
Какие-либо спекуляции здесь Украине настолько невыгодны, что сложно даже представить осознанное решение по уменьшению независимости НБУ или раздуванию персональных конфликтов.
Помощь запада финансово столь же жизненно необходима Украине как оружие.
Это вопрос физического выживания страны.
Не думаю, что есть хоть кто-то в правительстве, Верховной Раде или Офисе президента, кто этого не понимает", - пишет Мария Репко на своей странице в Facebook.
В свою очередь, народный депутат от партии "Голос", первый заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Ярослав Железняк уверен: лучший сценарий – если никто не заметит смену фамилий глав НБУ.
То есть, он уверен, что стресс-тест войной Нацбанк под руководством Кирилла Шевченко прошел отлично.
"Относительно ожиданий от смены главы НБУ наиболее объективная реакция международных партнеров Украины: они с определенной долей скепсиса относятся к самой идее кадровых изменений такого уровня во время войны, но выводы будут делать только по делам.
Надеюсь, что преемник продолжит взятый предыдущим руководством Нацбанка курс (уже не секрет, что новым главой НБУ должен стать бывший глава правления государственного Ощадбанка Андрей Пышный).
То, что можно особо подчеркнуть по результатам каденции господина Шевченко, – Нацбанк как был независимым органом, так и остался.
И в этом очень хочется видеть преемственность", - пишет в своей колонке для Лиги Ярослав Железняк.
В свою очередь, экономический эксперт Алексей Кущ пишет, что Украине нужен монетарный суверенитет и концептуально новая монетарная политика.
"Но разве она изменилась после смены Смолия на Шевченко? И разве она изменится после смены Шевченко на Пышного? Если последний вопрос предполагает ответ "да", тогда это оправдано.
А если нет - тогда это лишь перераспределение "смотрящих" за финансовыми потоками", - пишет Кущ на своей странице в Facebook.
Свое мнение по политике НБУ выразил и аналитик финансовых рынков Иван Угляница в комментарии СМИ.
По его мнению, до конца войны существенных изменений не будет.
"Хотя могут быть определенные изменения в отдельных направлениях в зависимости от того, кто станет новым председателем, например – более активная "печать" денег, финансирование дефицита бюджета, или, например, более активная борьба и прикрытие определенных точек утечки валюты из системы, которые известны и регулятору, и всему рынку, или более активная позиция в вопросе банков, где собственниками являются подсанкционные лица", — считает Иван Угляница.
Что будет с гривной.
В условиях войны вряд ли следует ожидать какие-то радикальные изменения в стратегии Национального банка, сообщил в НВпредседатель правления Юнекс банка Иван Свитек.
Вся система управления страной в текущей ситуации в той или иной степени подчинена единой общей цели.
"Что касается курса гривны к доллару, то, на мой взгляд, решение о возвращении к плавающему курсообразованию уже даже перезрело.
Я понимаю, что это сложный вопрос, не имеющий простых и однозначных ответов.
Однако, думаю, пора снова его актуализировать.
Особенно учитывая последние данные торгового баланса, обнародованные Минэкономики.
В сентябре дефицит значительно сократился.
Объем экспорта вырос до рекордного с начала войны значения $4,14 млрд., а импорт остался на прежнем уровне $4,5 млрд.
Это хороший сигнал, который может стать основанием для отказа от фиксированного курса", - считает Иван Свитек.
Своемнение выразил и Иван Угляница.
По его предположениям, говоря о валютном курсе, есть вероятность, что до конца войны не будет изменений в политике в этом направлении.
"Новый глава, наоборот, может даже быть более консервативным с точки зрения репрайсинга курса, то есть, ослабления курса к более реальному из-за политических рисков для себя", — считает Угляница.
Валерия Шипуля.