Денег на выборы не заложены.
Напомним, Кабинет Министров Украины разработал, утвердил и передал на рассмотрение парламента проект государственного бюджета на 2023 год.
Чиновники сами называют его "военным" бюджетом обороняющейся страны или "бюджетом для победы", ведь львиная доля всех ресурсов в следующем году будет направлена именно на армию и оборону.
"Война – это дорого.
Очень дорого.
Поэтому главная задача – максимально эффективно использовать средства, которые у нас есть", – отметил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль во время утверждения правительством бюджета.
Соответственно, многие статьи расходов сокращены или убраны вовсе.
Для ЦИК на проведение очередных выборов народных депутатов ВРУ в 2023 году денег не предусмотрено, отметил нардеп Ярослав Железняк.
"Но в самом тексте закона Бюджета 2023 года есть поручение КМУ вместе с ЦИК после завершения военного положения подать на рассмотрение Парламента изменения в Бюджет, предусматривающие средства для подготовки и проведения таких выборов", - отметил он.
В свою очередь, министр финансов Сергей Марченко подтвердил, что при подготовке государственного бюджета на 2023 год в него не заложили деньги на проведение очередных выборов в Верховную Раду.
Это связано с тем, что базовый прогноз предполагает сохранение военного положения, сказал он в интервью Суспильному.
"Мы не можем закладывать средства на выборы, потому что у нас базовый допуск при подготовке бюджета: военное положение будет в течение 2023 года.
Когда военное положение, нельзя проводить выборы.
Как только оно завершается, у нас есть норма, позволяющая начать процесс изменений бюджета и найти ресурсы для проведения выборов", – пояснил он.
Очередные парламентские выборы по Конституции Украины должны пройти в последнее воскресенье октября пятого года полномочий Верховной Рады, то есть 29 октября 2023 года.
Перед началом российского вторжения велись дискуссии о возможности переноса выборов на 2024 год, поскольку срок полномочий Верховной Рады должен составлять пять лет, но, если выборы состоятся 29 октября 2023 года, тогда он будет составлять только четыре года и четыре месяца.
До полномасштабного вторжения дата выборов в Раду вызвала довольно сильный скандал.
Представитель президента Украины Владимира Зеленского в Конституционном суде Федор Вениславский тогда уверял, что выборы в Верховную Раду должны пройти в 2024 году, а не в 2023-м, как это запланировано.
В свою очередь, председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук настаивал, что парламентские выборы должны пройти в 2023 году.
"Я сторонник того, что выборы должны состояться в соответствии с Конституцией Украины.
По моему пониманию, это 2023 год", – отметил спикер.
Война расставила свои рамки.
Теперь выборы не предусмотрены даже бюджетом.
Однако в многочисленных СМИ ходят слухи, что якобы Банковая готова к внеочередным выборам и роспуску парламента.
Так, например, после введения военного положения не была распущена Центральная избирательная комиссия, подмечают эксперты.
Однако подтверждений теории о досрочном роспуске нет, все на уровне слухов.
Отметим также, что в условиях военного положения проведение любых выборов запрещается.
Пройдут ли выборы - говорят эксперты.
Отсутствие осенних выборов прокомментировал нардеп, экс-спикер Дмитрий Разумков.
В интервью Телеграфу он подтвердил, что слышал даже идеи о том, чтобы провести досрочные парламентские выборы этой осенью, а также следующей весной.
Однако он отмечает, что сейчас проводить выборы запрещено Конституцией, а, чтобы говорить о весне, надо сначала пройти сложную зиму.
Нардеп также добавил, что не знает, как будут проводиться очередные выборы в 2023 году и не исключает, что они вовсе не будут проводиться.
"Для того чтобы хотя бы свести новые избирательные списки, понадобится до полугода.
И только после этого можно будет проводить выборы", — сказал он.
При этом Разумков подчеркнул, что даже в таком случае необходимо будет отменять чрезвычайное и военное положение.
Отсутствие выборов осенью 2023 года прокомментировал также и политолог Руслан Бортник.
Он отметил, что военное положение в Украине каждый раз продлевается на 90 дней.
По его мнению, в любом случае законодатель должен предусматривать проведение выборов и закладывать хотя бы условную 1 гривну на это в бюджет.
"Это нужно для того, чтобы фиксировать, что Украина остается демократическим и правовым государством.
Нужно фиксировать и для того, чтобы Украина рассматривала вероятность и возможность проведения выборов и завершения войны, соответственно.
А так получается, что бюджет не связан с Конституцией", - отметил Бортник.
По мнению эксперта, в правительстве не хватило мудрости для того, чтобы включить эту статью расходов в проект бюджета и выделить для нее хотя бы символическую тысячу гривен.
К планированию средств подошли с чисто технической точки зрения, с понимаем того, что главная смета страны будет десятки раз пересматриваться.
"Мы понимаем, что выборы, скорее всего, в следующем году не пройдут.
Это крайне маловероятно, что они пройдут.
Полностью исключить мы не можем, потому что не знаем, когда и чем закончится война.
Но в принципе в бюджет надо было эту строку вносить и фиксировать.
Ведь сама избирательная кампания и подготовка к ней начинается за 120-90 дней.
С учетом того, что выборы проходят осенью, то потенциально до начала мая есть возможность запустить по Конституции электоральный избирательный парламентский процесс", - уверен эксперт.
Впрочем, политолог Борис Тизенгаузен настроен куда более оптимистично.
Он отметил, что вряд ли хоть кто-то понимает, когда закончится война.
"Логично в и так нерезиновый бюджет не закладывать статьи, которые могут и не состояться, имеется в виду выборы.
Тем более, выборы нужно проводить, наверное, сразу и местные, и парламентские, и президентские.
Это довольно большая статья расходов, и я думаю, что пока об этом речи не идет.
Но если понадобится, вдруг война закончится в конце этого года, то тогда Минфин вполне сможет найти деньги на выборы", - считает Тизенгаузен.
Эксперт отметил, что множество партий после начала полномасштабного российского вторжения были запрещены.
Представители этих политсил находятся в местных органах самоуправления и с этим нужно что-то делать.
Местная власть в первую очередь будет заниматься восстановлением тех населенных пунктов, которые разрушили оккупанты.
В свою очередь, центральная власть не может допустить, чтобы местными бюджетами управляли выходцы из запрещенных партий, отметил политолог.
"Если коротко - деньги найдем", - подытожил Борис Тизенгаузен.
Валерия Шипуля.