Лидер Китайской Народной Республики (КНР) Си Цзиньпин совершит на этой неделе государственные визиты в Казахстан и Узбекистан. Это его первое заграничное путешествие с первых дней пандемии коронавируса. Чего ожидать от этих визитов (во время которых также может состояться очередная встреча российского и турецкого президентов)? Могут ли они как-то повлиять на войну России с Украиной? Издание "Комментарии" с этими вопросами обратилось к экспертам.
Си Цзиньпин. Фото: из открытых источников
Для украинского государства на нынешнем этапе его развития данные политические события имеют лишь минимальное значение
Доктор политических наук, профессор Валентин Якушик акцентирует, что на этой неделе внимание аналитиков приковано к дипломатическим событиям в Центральной Азии. Речь о серии встреч высшего руководства стран "незападного мира" в различных институциональных форматах:
а) в многосторонних рамках ШОС – саммит Шанхайской организации сотрудничества (международная организация, основанная 15 июня 2001 года лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана – прим. ред.) в Самарканде 15-16 сентября;
б) в рамках двусторонних встреч лидеров стран.
"Незападный мир", отмечает эксперт, будет представлен его тремя основными компонентами:
1). Принципиальное ядро, ещё не единое, но уже сложившееся, – мощный и геополитически осторожный Китай и его ныне существенно ослабленный северный сосед (рф), руководство которого сталкивается с серьезнейшими последствиями своих геополитических авантюр.
2). Важные, достаточно мощные незападные страны (Индия и Пакистан, а также Турция, являющаяся партнером, но не членом ШОС), которые четко заявляют о своих особых позициях в глобальном мире, но не допускают чрезмерной конфронтации с Западом – нынешним геополитическим и геоэкономическим гегемоном.
3). Страны, руководство которых в принципе готово было бы примкнуть к гегемону, но понимает, что в нынешних довольно неопределённых условиях, а тем более, учитывая особенности политической и экономической географии региона Центральной Азии, лучше пытаться занимать "срединную линию", проявляя приверженность восточной мудрости ("торопиться не надо").
У Казахстана, Узбекистана, других стран региона появляется возможность игры с двумя векторами – китайским и турецким
Председатель правления Центра стратегических исследований Павел Жовниренко считает, что именно такой после долгого перерыва международный визит Си Цзиньпиня подтверждает, что россия теряет прежние зоны влияния.
По его мнению, у Казахстана, Узбекистана, других стран региона, кроме разве что Таджикистана, появляется возможность игры с двумя векторами – китайским и турецким. А вот российский вектор уходит.
В условиях, когда торговля с россией у Казахстана и Узбекистана будет падать, Китай имеет шанс получить больше политического влияния в регионе путем более тесных контактов
Ассоциированный аналитик Фонда "Демократические инициативы" имени Илька Кучерива, эксперт по Восточной Азии Алексей Живора рассуждает так:
По мнению аналитика, Пекин это прекрасно понимает – равно как и то, с кем хочет иметь дело в первую очередь.
Он подчеркивает, что в условиях, когда торговля с россией у Казахстана и Узбекистана будет падать, Китай имеет шанс получить больше политического влияния в регионе путем более тесных контактов. Вероятно, активизировав в качестве инструмента инициативу "Один пояс, один путь", обещая инвестиции в обмен на лояльность.
Читайте также на портале "Комментарии" — Россия все отчетливее ведет себя, как страна-террорист – почему Запад тянет с жестким ответом Кремлю.
Читайте Comments.ua в Google News
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы первыми узнать о самых важных событиях!