Братский поцелуй, просто Поцелуй и даже Поцелуй смерти, - это варианты названия одной и той же картины-граффити Дмитрия Врубеля, которую он написал прямо на Берлинской стене.
Фрагмент Стены стал основой художественной галереи под открытым небом East Side Gallery в берлинском районе Фридрихсхайн.
И картина Врубеля здесь - главный артефакт.
На провокационном шедевре запечатлен страстный поцелуй генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева и лидера ГДР Эриха Хонеккера.
Первый вариант граффити художник создал в 1990 году и подписал на русском и немецком: "Mein Gott, hilf mir, diese tödliche Liebe zu überleben" или "Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви!".
Из СССР пригласили пятерых художников - для того, чтобы сделать первую в ГДР выставку современного советского искусства.
До падения Берлинской стены граффити на ней были только со стороны Запада.
Врубель стал одним из первопроходцев с Востока.
"Сюжет" позаимствован с фотоснимка корреспондентки газеты Frankfurter Allgemeine Барбары Клемм, сделанном на праздновании 30-летия ГДР.
За 10 лет до падения Берлинской стены тогдашние генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев и генсек ЦК СЕПГ Эрик Хонеккер закрепили братскую любовь между СССР и ГДР долгим и крепким поцелуем.
Граффити советского художника стало в итоге одним из символов падения Берлинской стены.
В 2009 году во время реставрации части Стены, известной сегодня как East Side Gallery, одна из самых ярких картин была удалена.
Разгорелась нешуточная дискуссия о том, восстанавливать ее или нет.
Большинство художников не хотели рисовать свои картины заново, опасаясь, что галерея превратится в подобие Диснейленда для туристов, а также того, что выделенные на восстановление средства утекут в чужой карман.
Однако Дмитрий Врубель снова прибыл в Берлин и за пару недель воссоздал Братский поцелуй.
Сегодня он - на своем старом месте, в черте города.
И именно эта культовая картина №25 на Берлинской стене является, пожалуй, самым популярным в немецкой столице фотомотивом - разве что после Бранденбургских ворот и рейхстага.
Врубель - это про "взорвать мозг" В 2010 году Дмитрий Врубель с супругой, художницей Викторией Тимофеевой, и сыном переехал из России в Германию.
В последнее время они разрабатывали выставки с использованием технологий виртуальной реальности и в 2018 году открыли свой 3D-проект для доступа широкой публике - чтобы люди в городах, где нет Лувра или Эрмитажа, тоже могли приобщиться к искусству.
"Быть в Берлине и выставлять свои работы в России в виртуальной реальности - это потрясающее ощущение", - признался Дмитрий Врубель в одном из интервью DW.
У художника всегда получалось идти в ногу со временем и использовать новые технологии, потому что "современный художник должен быть современным во всем".
С помощью специальных компьютерных программ творческий тандем Врубеля и Тимофеевой создал выставочные пространства и "развесил" в них картины.
Отсутствие цензуры, возможность демонстрировать искусство с политическим подтекстом и широкая доступность 3D-выставок - главные причины, побудившие художников трансформировать свои работы в виртуальную реальность.
Экспозиция доступна на платформе Steam.
С помощью очков виртуальной реальности можно увидеть около 100 монументальных полотен в натуральную величину: проект "Толстоевский", "Евангельский проект", "Дневник художника", а также реконструкция квартирной выставки советских времен.
Экскурсию "проводит" аватар Дмитрия Врубеля - шустрый парень в футболке, скачущий от картины к картине и эмоционально размахивающий руками.
В планах Дмитрия Врубеля было создание "Музея события", который должен был освещать и осмыслять важные новости с позиций искусства.
Художник мечтал о превращении в самое большое арт-пространство в мире..
Лубянки! "Самая первая большая выставка современного русского искусства должна быть на Лубянке - как в зданиях "штази".
Лубянка должна стать самым большим арт-сквотом в мире.
Но сначала нужно вывезти все эти документы "рейхсканцелярии" на архивирование", - съязвил Дмитрий Врубель в интервью DW.
Как российский художник стал немецким пиратом.
Чтобы быть ближе к проблемам рядовых немцев, вскоре после переезда в Берлин Врубель вступил в Партию пиратов.
Пираты выступали за легализацию "пиратства" в интернете, мягкую наркополитику, введение избирательного права для всех жителей Германии (вне зависимости от гражданства) и так далее.
Своим коньком художник считал интеграцию Берлина посредством культурной интервенции.
"Там, где стоит East Side Gallery, раньше был пустырь.
После того, как художники разрисовали стену, Берлин в этом месте начал срастаться.
Сейчас это модный район", - рассказывал Врубель.
"То, что люди в так называемых проблемных зонах не интересуются современным искусством, есть проблема современного искусства", - считал он.
Мечтатель-интеллигент из диссидентской среды.
Дмитрий Врубель родился в 1960 году в Москве в семье инженеров, рисовать начал в подростковом возрасте.
В 20 лет вступил в Союз художников, а через несколько лет уже открыл собственную галерею, назвав ее своим именем.
В 1970-80-х он, как и многие коллеги-художники, которых сегодня называют концептуальными художниками, организовывал выставки у себя на квартире или в своей мастерской.
В то время он создавал в основном крупноформатные портреты.
Свой, пожалуй, самый провокационный шедевр на Берлинской стене художник написал в 30 лет.
"Я хотел бы жить в Москве так, как я живу в Берлине.
Берлин - это идеальная Москва.
Но при нынешней власти в России очень сложно заниматься политическим искусством.
А искусство вне политического контекста мне неинтересно", - признавался художник.
С 2010 года Врубель постоянно проживал с супругой в Берлине, где они создали открытую мастерскую.
У художника было множество персональных и групповых выставок по всему миру.
Его работы представлены в известнейших музеях.
Берлин стал для Врубеля второй родиной, а "Братский поцелуй" прославил рожденного в СССР художника на весь мир.
Многие из тех, кто фотографируется сегодня на фоне шедевра Врубеля, может даже и не знать, кто эти люди на фрагменте Стены и почему вообще целуются генсеки.
И вряд ли юные туристы станут запоминать невеселые подробности социалистической дружбы, зато не забудут короткое имя: Врубель.