Об этом для местного телеканала НТК рассказала руководитель БО «БФ «Автентика Гуцульщины» Мария Гринюк, передает Укринформ.
«Для керамиста, если нет сырья, то нет ничего. Несколько лет у нас пресс не работал. То есть мы не имели основного – переработки глины. Нам были нужны фильтровальные плиты, а их нет. Прыгнули, как говорят, в последний вагон. Мне удалось наладить коммуникацию со Славянским городским советом. Так мы нашли предпринимателей, которые согласились продать лишнее оборудование, которое им не так сегодня нужно», - сообщила Гринюк.
По ее словам, оборудование пришлось ждать длительное время. Предприниматели его вывезли в Днипро. Помощь в реализации проекта получили от Министерства культуры и информационной политики.
«Нужно наладить процесс производства глины. Ведь глина у нас испокон веков была, есть и ее нужно использовать, потому что она наиболее пригодна для производства», - уверяет Гринюк.
Отмечается, что пять лет подряд на Гуцульщину глиняную массу возили из-за того, что на Косовщине вышли из строя машины для обработки местного сырья. Средств на новое оборудование у мастеров не было, а с начала полномасштабной войны завозить глину из восточных регионов стало опасно. Поэтому пришлось приобрести фильтр-плиты и фильтрационную ткань для восстановления производственного процесса в Косово. В Косовском керамическом цехе мастера уверяют, что с радостью вернутся к творчеству из местного сырья.
В 2019 году косовскую рисованную керамику внесли в мировое культурное наследие ЮНЕСКО. Традиция косовской расписной керамики, к которой относятся посуда, обрядовые предметы, игрушки и плитка, возникла в ХVIII в., достигнув своего золотого века в середине ХIХ века.