Аэропорт только отремонтировали
Херсон живет под оккупацией с начала марта. Русские войска появились здесь практически сразу после начала вторжения в Украину.
На пятой неделе войны город оказался на грани гуманитарной катастрофы. Жители отмечают: с продуктами проблема не столь острая, как с медикаментами. Подвоза нет ни того, ни другого – оккупанты не пропускают. Но какие-никакие продукты – тот же хлеб, овощи - в городе можно относительно легко достать. А вот с лекарствами дела обстоят иначе.
Война в Херсоне началась с уже известного многим аэродрома в Чернобаевке. Увидев огонь и столбы черного дыма за городом со стороны поселка Чернобаевка, жители поняли: началось. Это было в первый же день полномасштабного вторжения российских войск.
Также военные били по окраине города, где расположен мост через Днепр. В самом Херсоне один день шли уличные бои.
Херсонского дворника Игоря Евтушенко, чемпиона мира по джиу-джитсу, начало боевых действий застало в спортзале. Вспоминает: была утренняя тренировка, как вдалеке раздались первые взрывы.
- Били ракетами – не сам Херсон, а пригород, где аэропорт. Город начал дрожать, черный дым столбом повалил, - вспоминает Игорь Евтушенко. – Все это все увидели, поняли, что война. Если горит все, как тут не поверишь… Война застала нас всех «зненацька».
Поселок Чернобаевка расположен в 11 км от Херсона. Кроме аэродрома, где украинские войска уже в девятый раз разбили оккупантов, здесь работал международный аэропорт «Херсон».
В середине февраля только-только заканчивалась реконструкция аэропорта – за несколько дней до начала войны власти объявили о завершении работ на 95%. В марте он готовился принять первый авиарейс после окончания реконструкции взлетно-посадочной полосы.
Казалось бы просто дворник, а он чемпион мира. Фото: Игорь Евтушенко https://www.facebook.com/profile.php?id=100003581466509&sk=photos
Русских в городе не видно
56-летний Игорь Евтушенко – известный школьный дворник из Херсона, который собирал деньги для участия в чемпионате мира по джиу-джитсу в Абу-Даби. Своих поклонников, скинувшихся гривной и долларом, он не подвел – турнир выиграл.
Еще до войны Игорь оставил работу в школе и устроился в дворец культуры в Херсоне. Здесь же – «его» спортзал.
- Слежу за пожарной безопасностью. Пожарник - гордо звучит, так-то я пожарник-охранник, - рассказывает «КП в Украине» Игорь Евтушенко. – Работа – сутки через трое.
Уезжать из оккупированного Херсона Игорь Евтушенко с женой и сыном не планирует.
- Никуда не уезжал и не собирался. Мои знакомые, мои друзья - все здесь, с кем я общаюсь. Сам остаюсь на месте - у меня здесь родители старенькие и команда, - говорит Игорь. - Куда я их оставлю…
Каждый день, по словам Игоря, в Херсоне проходят митинги в поддержку Украины. Сам он на них не ходит. Но и в город выходить его семья не боится. Говорят, русских не видно. Хотя СМИ сообщают о стрельбе во время митингов и использовании против жителей слезоточивого газа. А в среду стало известно о похищении участника митингов, депутат облсовета и директора областного музыкально-драматического театра Александра Книги.
- Они по всему городу не ходят, с ними никто не пересекается. Ставят в некоторые точках блокпосты, - продолжает дворник-чемпион. - Они сами по себе, мы - сами по себе. Из дома выходить не боимся.
Жители по улицам, по его словам, ходят «занятые» - в поисках еды. Время как будто бы остановилось. В городе зависло все.
- Какая власть? Сидим в оккупации, - грустно вздыхает Игорь. - Наш мэр просто поддерживает жизнедеятельность города. Мусор вывозят, коммунальный сектор работает. А так никаких пока подвижек в направлении, что у всех работа будет, нет.
Троллейбусы ходят – возят бесплатно. Несколько дней назад начали ходить маршрутки. Дворники метут улицы. Перебоев с электричеством, водой и газом нет.
В банки очереди, как в мавзолей
Игорь с семьей живет в частном секторе. Сейчас не сезон, но позже что-то можно будет посадить. Держать живность здесь не принято, так что яйца и молочные продукты приходится покупать. Люди держатся вместе. Среди соседей Игоря бросать дом и город никто не спешит.
- Не знаю никого, кто бы уехал, - пожимает плечами Игорь. – Может, одна семья из 50. Город полный, по крайней мере в моем квартале.
С началом войны Игорь Евтушенко перестал проводить тренировки, но спустя две недели снова пришел в спортзал и объявил о возобновлении занятий по джиу-джитсу. Проводит их бесплатно.
- У людей денег нет. Я провожу тренировки не для заработка, а чтобы форму поддерживать и чтобы люди разгрузились психологически, - объясняет Игорь. – Лучше, чем им только дома сидеть. Приходить могут любые желающие, не только спортсмены.
Игорь вообще не особо заинтересован в деньгах. За победу на чемпионате мира получил только медаль и футболку – и доволен. Боролся не ради финансового выигрыша, а ради драйва. Уверен, что деньги – не главное. Вот и сейчас не унывает. Хотя ситуация в городе сложная.
- 80% людей в Херсоне сейчас без работы, - говорит Игорь Евтушенко. – Жена, швея, тоже осталась без работы. Ей и сотрудникам уже выплатили 6500 гривен денежной помощи. В городе работают только магазины и аптеки. Большинство магазинов не работают по безналу. А обналичить негде - в банкоматы никто деньги не подвозит, инкассаторов нема. Какое-то отделение откроется – очередь, как в мавзолей. С наличкой тяжеловато…
С овощами и хлебом в Херсоне пока все в порядке, а вот лекарств нет совсем. Фото: https://www.facebook.com/khersoncouncil/photos
С птицефабрики курей раздавали бесплатно
Впрочем, покупать тоже особо нечего – открыты только продуктовые, и выбор там невелик. Продукты не подвозят. Есть овощи, хлеб – то, что делают в Херсоне или везут из ближайших, тоже оккупированных сел.
- Выручают овощи, и были запасы – закатка, - объясняет, как выживают херсонцы, наш собеседник. – Хлеб есть – подвозят регулярно. Но цены, конечно… Если где-то попадается мясо – то по 300 гривен. А до войны было по 90-120, в зависимости какое. Яйца – 70 гривен. Хлеб – 20-25 за булку. Овощи более-мене доступные: картошка – 25-30 гривен, лук и морковка примерно в одну цену – 25 гривен за килограмм. Круп вообще нема. Сахар, жена говорит, по 40, по 60 гривен. Я сахара не ем, так что не обращал внимание. Мы в блокаде полной, нет подвоза, в магазинах остатки выгребают. Все, что производится – крупы, масло, у нас этого нет.
На полках продуктовых, по словам Игоря, в основном, остались сладкая вода, мороженое, красная икра, шоколадные дорогие конфеты. С этим товаром продавцы стоят весь день. Иногда могут что-то подвезти, например макароны.
- У нас тут птицефабрика была - курей порезали и бесплатно раздают горожанам, - говорит Игорь. - Чтобы кто-то умирал с голоду - такого пока нет. В городе работают волонтеры, что выручает.
У оккупантов продукты не берут
Российские продукты в Херсон подвозят оккупанты, но у них народ не берет.
- Принципиально. А наши машины с товаром они не пропускают, - рассказывает Игорь. - Что они везут - понятия не имею. Привезли гуманитарку в коробках, постояли, пару бабушек, может, подошло и что-то взяли.
Наиболее остро стоит вопрос с медикаментами. Насчет продуктов херсонцы так не переживают, как насчет лекарств. На овощах из окрестных сел, говорят, можно как-то прожить-протянуть, а вот с медикаментами совсем плохо.
- Я не нуждаюсь особо в медикаментах, но в чатах пишут люди - многие ищут лекарства, особенно инсулин, онкологические специфические лекарства, - рассказывает Игорь Евтушенко. – Да вот даже себе хотел пойти купить капли в нос – нема. Просто не завозят. Аптеки у нас никто не грабил, люди скупили все в первые дни, и все.
Херсон, несмотря на оккупацию, живет.
- Понятно, что все ждут, что все вернется назад - вернемся в Украину, - вздыхают жители города.
На улицах есть люди, ездят машины. Митинги в поддержку Украины и демонстрации идут каждый день. Пусто было только в первые дни, когда начались боевые действия.