Заход торговых судов в украинские порты Черного моря осуществляется в обычном режиме. По состоянию на 22 февраля задержек или блокирования как импортных, так и экспортных поставок не наблюдается, сообщил в комментарии Uaprom.info совладелец логистической компании Zammler Виктор Шевченко. Он также добавил, что пока ситуация на море не привела к росту затрат на перевозки грузов или увеличению ставок фрахта.
В то же время корабли Военно-морского флота России остаются в Черном море, несмотря на завершение учений 19 февраля, тем самым продолжая блокировать навигацию по привычным маршрутам.
Сейчас суда следуют по новому морскому коридору, который определили специалисты «Госгидрографии» 10 февраля. В выделенном коридоре возможно движение судов класса Panamax, которые осуществляют большинство морских перевозок.
«Мы возим все виды грузов. Могу сказать, что в январе было уменьшение грузопотока, так как это мертвый сезон во всем мире. В первой половине февраля был рост автомобильного грузопотока – все старались наполнить склады, опасаясь того, что возможно, закроют границу из-за ухудшения эпидемиологической ситуации. Морские и авиаперевозки остались на прежнем уровне, традиционном для февраля», - сказал Шевченко.
Учитывая неспокойную ситуацию вокруг Украины Шевченко обратил внимание, что представители ряда крупнейших судоходных линий, таких как Maersk и др., не бронируют места для перевозки грузов в контейнерах со средины марта, ссылаясь на высокую загруженность. Бизнесмен трактует это как возможное свидетельство того, что некоторые международные компании все же опасаются заходить в украинские порты.
По его оценке, полная блокировка торговых путей в Черном море может привести к остановке до 80% украинского экспорта, который сейчас идет по морю. Это затронет в основном поставки руды, металла и агропродукции, экспорт которых сложнее переориентировать с морского на железнодорожный или автомобильный транспорт в силу больших объемов. Для перевозки таких грузов понадобится много специализированного транспорта, например зерновозов, дефицит которых наблюдается в Украине в последние годы.
В то же время часть грузов можно будет перенаправить по альтернативным маршрутам, в частности железнодорожным или автотранспортом до портов в Европе, и уже оттуда отправлять по морю, добавил Шевченко.