Переживет ли аккумулятор очередной сезон, или пора ему в отставку? Делимся простейшими способами проверки.
Автор Михаил Колодочкин.
Когда вместо привычного мгновенного пуска мотора из-под капота вдруг доносится заунывный волчий вой, от которого индикаторы на приборной панели трусливо притухают, только тогда мы задумываемся: не пора ли менять батарею? А ведь можно предугадать такой исход.
Мой час настал.
Сколько должна служить АКБ? Мой личный рекорд из «жигулевской эпохи» – девять лет.
Срок службы современных батарей в нынешних условиях во многом зависит от характера поездок, погодных условий и состояния автомобиля, но средние показатели известны: 4–5 лет.
Ваша АКБ такого возраста? Тогда готовьтесь к замене.
Есть и другой способ предсказать будущее аккумулятора: надо ориентироваться на пробег автомобиля.
В среднем, по наблюдениям за автомобилями редакционного парка, – около 100 000 км.
А если к тому же впереди зима, то замена будет оправданной.
Пощупаем, понюхаем.
Как проверить состояние батареи? Первым делом убедимся в исправности бортового электрооборудования.
Берем в руки электронный тестер и измеряем напряжение на клеммах АКБ при работающем моторе.
Оно должно быть примерно 14,0–14,4 В. Если гораздо меньше, дело не в батарее, надо искать причину в генераторе или провóдке.
Напряжение при выключенном двигателе и полностью заряженной АКБ должно составлять 12,6–12,7 В. Для чистоты эксперимента желательно, чтобы этот замер проводился спустя несколько часов после остановки ДВС, иначе показания окажутся завышенными.
Если прибор покажет 12,3 В или ниже, то батарея явно недозаряжена.
Надо попробовать ее зарядить и понаблюдать за дальнейшим поведением.
Восстановится – ура, нет – в отставку.
А самая банальная проверка самочувствия АКБ – посмотреть в ее глазок.
Однако не все производители его устанавливают, да и толку не очень-то много: он показывает уровень электролита и его плотность лишь в одной банке из шести.
Иногда для диагностики батареи достаточно внимательно проверить, нет ли трещин или потеков.
Особенно это актуально зимой, когда существует опасность замерзания электролита в незаряженной АКБ. Образовавшийся лед может изуродовать пластины и корпус батареи.
Впрочем, в любое время года возможны механические повреждения АКБ – например, при ДТП.
В таких ситуациях аккумулятор нужно немедленно заменить.
Пагубный образ жизни.
Напряжение и плотность в норме, генератор исправен, механических повреждений нет, а батарея через пару недель после проверки всё же помирает – почему? Угробить исправную батарею зачастую помогает специфика езды в современном мегаполисе.
Холодный энергозатратный пуск утром, затем – вялая толчея в городских пробках со всеми включенными потребителями (фары, дворники, обогревы стекол и сидений, вентиляция).
Вечером всё повторяется заново.
В таком режиме батарея получает от генератора энергии меньше, чем отдает.
Тем более что на морозе она не принимает заряд, пока не прогреется, а потому постоянно разряжается, не получая почти ничего взамен.
Хуже всего приходится автомобилям с наружным расположением аккумулятора: согреть беднягу некому и негде.
Такую батарею, даже если она совсем новая, нужно время от времени снимать с машины и подзаряжать.
Счастливого пути и хорошего заряда!.
Новости, тест-драйвы, обзоры: подписывайтесь на наш Telegram.