18 декабря в Лондоне на 89-м году жизни умер британский архитектор Ричард Роджерс. Об этом сообщает Би-Би-Си.
Ричард Роджерс является основателем архитектурного стиля хай-тек, наряду с Ренцо Пьяно, Норманом Фостером и Николасом Гримшоу.
По его проектам построены Центр Жоржа Помпиду в Париже, стадион O2 Arena в Лондоне, аэропорт Барахас в Мадриде, пятый терминал аэропорта Хитроу в Лондоне, здание Европейского суда по правам человека в Страсбурге, небоскреб на месте Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, штаб-квартира страховой компании Lloydʼs в Лондоне.
За свою карьеру Роджерс был удостоен всех высших наград в области архитектуры. В 1991 году он был посвящен королевой Елизаветой II в рыцари. В 2007 году архитектор удостоился Притцкеровской премии — самой престижной архитектурной награды в мире.
Архитектор итальянского происхождения иммигрировал в Великобританию со своей семьей в 1939 году. Помимо негативных стереотипов об итальянцах, Роджерс также страдал от недиагностированной тогда дислексии. Он учился в Архитектурной ассоциации в Лондоне и Йельской школе архитектуры в Нью-Хейвене, США. После выпуска в 1960-х коллективная команда "4", в которую вошли Роджерс, Норман Фостер, Венди Чизман и Су Брамвелл, стала пионером архитектуры хай-тек.
В 1977 году британский архитектор основал собственное бюро Richard Rogers Partnership, которое в 2007 году было переименовано в Rogers Stirk Harbour + Partners. Компания принадлежит благотворительной организации и перераспределяет прибыль между сотрудниками и другими благотворительными организациями.
Rogers Stirk Harbour + Partners также бойкотирует работу, в которой участвуют военные, тюрьмы или производители оружия, отдавая предпочтение социально ориентированным проектам.
"К 80-ти годам вы можете видеть, что скоро наступит конец, — рассказал Роджерс в ролике для Dezzen. — Но я хотел бы думать, что моя этика имеет продолжение. Архитекторы несут ответственность перед обществом. Роль архитекторов больше, чем просто отвечать перед клиентом, но также отвечать перед обществом в целом".
Центр Жоржа Помпиду, Париж
Построенный в 1977 году, Центр представляет собой известную художественную галерею и культурный центр, расположенный в четвертом округе Парижа.
Это хай-тек здание, спроектированное в сотрудничестве с итальянским архитектором Ренцо Пиано, получило признание критиков, но изначально было встречено враждебно со стороны местных жителей.
"Я помню, как однажды стоял на улице в дождливый день и увидел маленькую женщину с зонтиком, — вспоминал Роджерс. — Она спросила: "Что вы думаете об этом здании?" По глупости, я ответил, что я его придумал, а она ударила меня зонтом по голове".
С момента своего завершения Центр Помпиду посетило более 150 миллионов человек, и теперь он считается одной из самых важных культурных достопримечательностей Парижа.
Здание Ллойда, Лондон
Вывернутое наизнанку здание, построенное в 1986 году в качестве штаб-квартиры лондонской страховой компании Lloyd's, ознаменовало собой возвращение Роджерса к архитектурной практике после долгого перерыва из-за скандала с Центром Помпиду.
"На строительство Центра Помпиду у нас ушло около семи лет, — говорил Роджерс. — В конце концов, другой работы не было. Никто не хотел второй Центр Помпиду".
Башня из стекла и стали, внешняя отделка которой выполнена из механического оборудования, была спроектирована в ответ на запрос Lloyd's по созданию современного здания, способного выдержать испытание временем.
"Ллойдс сказали, что они хотят двух вещей: здание, которое прослужит до следующего столетия — мы построили его, — и здание, которое отвечало бы их потребностям в переменах", — рассказал Роджерс.
Смотрите также:
Що потрібно знати про проєкт "Український конструктивізм": Розповідає дослідниця модернізму Євгенія Губкіна.
Лондонскую тюрьму, в которой сидел Оскар Уайльд, переделали в отель.