Полезные и вредные: за какие ассистенты водителя не жалко заплатить
Полезные и вредные: за какие ассистенты водителя не жалко заплатить

Полезные и вредные: за какие ассистенты водителя не жалко заплатить

Различные электронные ассистенты вождения приносят не только пользу.

И за них в любом случае приходится платить.

Автор Сергей Зиновьев.

Насколько полезны и необходимы ассистенты водителя? В Европе этим вопросом озадачились пару лет назад, когда вышла директива ЕС о расширении списка обязательного оснащения.

Теперь же, из-за бешеных темпов подорожания автомобилей, тема стала острой и у нас.

Богатый набор электроники – это до четверти цены автомобиля.

Не хочется переплачивать за ненужные функции.

Во имя безопасности.

Все страны в той или иной мере озабочены снижением числа пострадавших в ДТП.

В Украине главные направления работы в этом плане – пропаганда безопасной езды, улучшение некоторых дорог, изобретение новых штрафов и увеличение размеров старых.

Тут ещё скрыты огромные резервы.

В Европе, видимо, дороги и штрафы совершенствовать более некуда.

АБС стала обязательной в 2004 году, контроль давления в шинах – в 2012‑м, система курсовой устойчивости – в 2014‑м.

А три года назад Еврокомиссия выработала перечень обязательного оборудования для всех продающихся в Европе новых автомобилей.

Среди прочего системы автоматического торможения, удержания в полосе, распознавания пьяных («алкозамок»), автоматического включения аварийной сигнализации при аварии и резком торможении, контроля усталости водителя, камера заднего вида или датчики парковки и «черный ящик» – телеметрическое устройство, фиксирующее параметры движения.

Спору нет, все прямо или косвенно содействуют безопасности.

Даже подсчитали, что этот набор до 2030 года спасет 7300 европейских жизней.

В частности, система автоматического торможения на 38% снизит количество попутных ­столкновений.

Ожидается, что программу частично внедрят в 2022 году, а всё остальное позже.

Иностранцы прикинули, как это повлияет на стоимость машин, и немедленно приступили к исследованиям.

Старость не радость.

Немецкий TÜV и британская Transport Research Laboratory изучили систему удержания в полосе на машинах с пробегом.

Оказалось, электроника «стареет» и с годами теряет былую точность.

Естественный износ, повреждения при ДТП, замена ветровых стекол приводят к нарушению калибровки камер и ошибкам.

На машинах в возрасте 5–10 лет система ведет себя не так, как на новых.

Логично предположить, что и прочие помощники, где задействованы камеры, также утрачивают изначальные качества.

Подсчитали, что к 2025 году на 10 млн европейских машин, оборудованных системой удержания, заменят стекла.

И финальный итог: к 2029 году произойдет около 800 тысяч аварийных ситуаций, возникших из-за сбоя системы.

Решение проблемы: систематичес-.

кие проверки с настройкой или заменой системы по необходимости.

Что не может не радовать производителей и продавцов электроники.

Но совершенно не нравится автовладельцам.

Правда, на сей день нет никакой методики проверок, и на техосмотрах электронику проверяют поверхностно.

Горе от ума.

Но главная проблема всё же в головах.

Американские исследователи изучили поведение людей в машинах с адаптивным круиз-контролем, ведающим дистанцией до впереди идущего автомобиля, и той же системой удержания в полосе.

Выяснилось, что электроника по мере привыкания к ней побуждает водителей чаще снимать руки с руля и всячески отвлекаться.

Привыкание происходит примерно за месяц.

Затем падает концентрация, неизбежно приводя к увеличению аварийных ситуаций.

Это подтверждают резонансные ДТП с участием машин Tesla.

Многие водители, уверовав во всемогущий автопилот (который таковым не является), вообще переставали контролировать процесс езды.

Некоторые пытались ездить на заднем сиденье – получается, но недолго.

Электроника Теслы неоднократно показывала, что слепо доверять ей нельзя.

В каких-то ситуациях она не распознает дорогу, стоящий грузовик или дерево.

Но если ездишь год – и ничего не случается, об этом как-то забываешь.

Наличие «автопилота», что самое забавное, у многих вызывает желание его обмануть.

Пытливые умы ищут способы, как заставить Теслу ездить без водителя или по встречной полосе.

Вершина изысканий: Tencent Keen Security Lab экспериментально доказала, что электронику можно дистанционно взломать и управлять машиной с геймпада.

Звучит весело, пока это не проделали с вашей машиной в тот момент, когда вы за рулем.

Нас не удержишь.

Помимо расхолаживающего фактора отмечают также раздражающий.

Один из опросов владельцев автомобилей установил, что из 38 существующих электронных систем самая нервирующая – всё та же система удержания в полосе.

Настолько, что пятая часть водителей ею не пользуется.

Также в числе бесящих – система контроля усталости, утомляющая советами размяться и выпить чашечку кофе.

Её же часто называют самой бесполезной, особенно те, кто редко выезжает на дальние маршруты.

В городе она – выброшенные деньги.

К сожалению, нельзя ткнуть пальцем в ненужную систему и сказать «не хочу» — они продаются пакетами.

Когда систем слишком много и все они постоянно о чём-то оповещают – звуком, светом, вибрациями и сообщениями на мониторе, это не только раздражает, но и отвлекает.

Перечеркивая усилия ассистентов в сфере безопасности движения.

Особенно в сочетании с различными «говорящими помощниками», которых всё больше.

Ждем результата.

Многие исследователи призывают задуматься об ограничении числа ассистентов, пересмотре их возможностей и степени настойчивости.

А пока естественным, если так можно выразиться в сложившейся ситуации, барьером для победного блиц-крига навязчивой (и навязываемой) электроники может стать дефицит чипов.

Он уже начал сказываться на центральных дисплеях – некоторые производители вынужденно комплектуют новые авто не тачскриновыми экранами – так почему бы ему не повлиять на прочую бортовую электронику?.

ЗА РУЛЕМ № 12 2021.

Источник материала
loader
loader