Любить ушами. Почему языковые квоты на радио не помогли украинской музыке
Любить ушами. Почему языковые квоты на радио не помогли украинской музыке

Любить ушами. Почему языковые квоты на радио не помогли украинской музыке

Закон о языковых квотах на радио отпраздновал свой пятилетний юбилей. Можно подвести небольшие итоги. Почему результат оказался совсем не таким, на какой рассчитывали авторы и сторонники закона?

Закон о языковых квотах на радио отпраздновал свой пятилетний юбилей.

Однажды, когда меня пригласили в Кабинет Министров для обсуждения законопроекта о введении квот на песни исполненные на украинском языке в радиоэфире, я написал пост. Было это 5 лет назад. Поделился я своими мыслями сначала на самой встрече, а затем и у себя на странице в Фейсбук.

Позиция моя не была встречена аплодисментами, потому как я рекомендовал этого не делать. На встрече той было много представителей разных радиостанций. Многие зачем-то пришли в вышиванках. Мой аргумент был простым: у каждой радиостанции уже есть свой давний рецепт, у кого-то это, как у нас, на 95% музыка из США, Англии и других западноевропейских стран, у кого-то ретро-музыка 1970-80 и так далее. И квотирование эфира по принципу каждая четвертая песня на украинском языке, полностью изменит годами сложившийся музыкальный рецепт.

Будут классные песни, подходящие нам, плевать нам на язык, поставим и закрутим до дыр, как уже бывало неоднократно с многими украинскими коллективами. Составление плейлиста в любом случае субъективно, как и любое творчество, но квотировать творчество плохо.

Я предлагал для начала выделить деньги на записи альбомов победителям больших национальных музыкальных талант-шоу, выбрать продюсеров и записать хотя бы 10 классных альбомов за государственные деньги. И все бы станции с удовольствием поддержали как эти талант-шоу, так и ротациями продукт, который бы получился. Закрутили бы до дыр. Был у меня такой небольшой эпизод романтики, признаю.

Конечно, моя позиция никому не понравилась. Меня по традиции обвинили в антиукраинских взглядах — ну, это оголтелые, а те кто поумеренней, просто сказали: "Тю! Шабанов — он как Баба-Яга, потому что всегда против!"

Закон, естественно, приняли. С тех пор я время от времени рефлексирую на эту тему. Спустя год после принятия закона, мне писали в комментариях, что если бы не этот закон, то мы бы никогда не открыли для себя таких классных симпатичных украинских коллективов и надо это все продолжать! Мы дискутировали, но позиция моих визави была непреклонна, и я перестал писать об этом.

Важно Потянут за язык. Помогут ли драконовские штрафы украинизации общепита и сферы услуг?

В этом месяце исполнилось ровно 5 лет с момента вступления закона в силу. Можно подвести небольшие итоги.

Традиционная радио индустрия, как собственно и телевизионная, во всем мире переживает не лучшие времена. Аналоговое FM-радио проигрывает Интернету. Все то, за чем раньше люди приходили на радио, теперь проще получить в сети. Музыка, новости, интерактивное общение с интересными локальными личностями.

Я общаюсь с американскими коллегами, у них аналогичная тенденция, но происходит все гораздо медленнее. За последние 5 лет тенденция к уменьшению прослушивания радио в Украине масштабно негативная. Подчеркну — она негативная везде, но у нас она, как и во всем остальном, особенно негативная.

Возникает вопрос: где же все эти прекрасные симпатичные и харизматичные украинские коллективы, о которых мне писали в комментариях через год после принятия закона о квотах?

Я вам расскажу. Симпатичного классного и харизматичного парня, записавшего классную песню, от симпатичного классного и харизматичного профессионального музыканта, записавшего классную песню отличает лишь одно: место заработка. Классный парень зарабатывает на жизнь, работая в офисе, а профессиональный музыкант зарабатывает музыкой. В идеале, своей музыкой, в нашей стране на 90% это гастроли.

Задам простой вопрос: когда вы последний раз были на концерте такого вот симпатичного и харизматичного музыканта, о котором вы узнали благодаря квотам на радио?

Не думаю, что делаете это часто.

А тем временем, этот классный паренек, побарахтавшись пару лет в полном безденежье, вернулся к своей офисной работе и больше не пишет музыку. Перегорел. В творческих профессиях такое случается часто, нужно горючее, чтобы лететь дальше. Есть небольшой пул артистов у трех-четырех продюсеров, о которых еще хоть что-то слышно, остальные же замолкают в течение трех лет.

И тут вообще замкнутый круг. Гастроли в России сейчас невозможны, ездить с турами по ЕС можно, но я не слышал о том, чтобы это происходило часто. В результате, в пределах Украины закрыты все артисты, которые хотят зарабатывать. Поэтому когда в город приезжает в месяц 30 разных коллективов, а у среднестатистической украинской пары на развлечения бюджет 1000 гривен в месяц, то они выбирают более популярного.

Важно Украинизация курильщика. Чем она отличается от украинизации здорового человека

Но вернемся к радио. Станции, работающие в вечно молодежных форматах TOP-40 в скором времени перестанут существовать. Потому что молодые украинцы, как и все их сверстники в других странах, не приходят на радио за музыкой. Моя старшая дочь, которой 12, к слову, подсела на корейскую поп-музыку и поглощает ее гигабайтами в Apple Music и на Ютюб.

Ежегодный чарт TOP 100 Apple Music Ukraine традиционно насчитывает 6 песен украинских артистов: две песни Лободы, один трек на украинском языке, одна Дорофеева, один Пивоваров и одна Тина Кароль.

Есть группа людей, которая верит в то, что Эппл Мьюзик курирует российский офис и специально не хочет популярности украинских артистов в Украине. Это, конечно, не так. Эппл Мьюзик плевать как они заработают деньги, а влияние ФСБ на Эппл Мьюзик сильно преувеличено. Там все решает рынок и деньги. Но вы можете верить в эту теорию.

Очень хочется, чтобы наша власть нашла возможность ввести квоты теперь и в Эппл Мьюзик, интересно сколько проживет приложение с такими ограничениями, учитывая наличие на рынке Spotify, Deezer и YouTube Music.

Нынешняя радиоаудитория — это люди 30+, соответственно и музыкальные форматы должны быть постарше, 80-е, 90-е, 2000-е, но уместной музыки для соответствия квотам этого периода нет, поэтому квоты выполняются за счет чего-то современного, что в свою очередь меняет музыкальный рецепт и не вызывает никакого отклика у аудитории.

Важно Культура исключения. Почему Green Grey не будут петь в День независимости

В результате, люди пообеспеченнее, переходят на музыкальные платформы — слушай что хочешь и сколько хочешь раз, без рекламы и перерывов на новости. Они бы и рады продолжать по старинке, НО…много непонятной им музыки.

Хотел бы написать еще пару абзацев, но и так уже много, не осилите. И, конечно, все хотят вывод. Мол, что делать? Как жить? Я не знаю, как жить, но для меня очевидно одно — пока не будет сильной экономики, и на нашем рынке не появится достаточно денег, кораблик и дальше будет болтаться на волнах, время от времени сдуваемый в разные стороны.

Во избежание хейта также хочу написать, что закон про музыкальные квоты очень хороший и мне он нравится. Все правильно сделали, надо продолжать в том же духе.

Первоисточник.

Теги по теме
Украина Новости политики
Источник материала
loader
loader