24 ноября в Германии закончились переговоры о создании новой коалиции в Бундестаге. В нее войдут партии: Союз-90/Зеленые, набравшие 14,8% голосов, Свободная демократическая партия с 11,5% голосов и Социал-демократическая партия (СДПГ), которая набрала 25,7%. Это первая в истории послевоенной Германии трехпартийная коалиция. Ее называют "светофорной", потому что цветами участников являются зеленый, желтый и красный. Создание новой коалиции завершает целую эпоху, связанную с канцлером Ангелой Меркель. "Апостроф" спросил международных экспертов о перспективах, которые сможет предоставить Украине новое правительство в Берлине.
"Стратегическая" коалиция
Переговоры о создании коалиции велись целую неделю – сначала в профильных группах, затем между руководством партий. Коалиционное соглашение прописано на 177 страницах. Оно получилось даже длиннее, чем у предыдущего правительства Меркель – там было 175 страниц и давалось очень тяжело.
Однако есть надежда, что коалиция будет стабильной, говорит аналитик Стокгольмского центра восточноевропейских исследований АНДРЕАС УМЛАНД.
Социал-демократы ранее были частью коалиции с объединением Христианско-демократического союза/Христианско-социального союза (ХДС/ХСС), лидером которой являлась Ангела Меркель. Эксперты пока не берутся прогнозировать, что из старой политики останется, но некоторые изменения уже можно спрогнозировать.
Сейчас ХДС/ХСС, которые на выборах финишировали вторыми, идут в оппозицию. Они уже критикуют будущее правительство, утверждая, что происходит "поворот налево". Однако сама партия Меркель, уходящая на политическую пенсию, находится в идеологическом тупике, потому что в парламенте нет партии, с которой она могла бы объединиться, говорит Умланд.
ХДС/ХСС сейчас находится в состоянии застоя, и вызван он именно действиями Меркель – она не допускала в политику сильных личностей. Поэтому эта партия сможет вернуться в качестве серьезного конкурента СДПГ, когда произойдет смена руководства партии, объясняет профессор Боннского международного центра конверсии АНДРЕАС ХАЙНЕМАНН-ГРЮДЕР. Вместе с тем, "зеленых" и свободных демократов он называет "клиентоориентированными" партиями и подчеркивает, что они никогда не были "партиями для всех". Сейчас они они озвучивают модные лозунги, но их еще нужно будет реализовать, говорит эксперт.
Посол США в Германии времен Билла Клинтона, руководитель Центра международной безопасности и управления в Бонне ДЖЕЙМС БИНДЕНАГЕЛЬ отмечает, что в коалиционном соглашении слова "стратегия" и "стратегически" встречаются в общей сложности 99 раз по всем упомянутым отраслям. Он считает это позитивом и говорит, что именно определение ключевых стратегических вопросов во внешней внутренней политике принесет единство в Германию и Европу.
"Некоторые кандидаты от них внушают оптимизм, а некоторые – скептицизм. Но в правительстве Меркель также хватало "звезд шоу-бизнеса" и самозванцев", - заключает Хайнеман-Грюдер.
О бывшем мэре Гамбурге, министре финансов и вице-канцлере Олафе Шольце, который планирует стать новым канцлером Германии, эксперты тоже не говорят с уверенностью, ведь у него нет внешнеполитического опыта. Но есть и позитив.
"Шольц не принадлежит к плеяде социал-демократов, пришедших в политику с Герхардом Шредером. Франц-Вальтер Штайнмайер и другие важные германские политики обязаны Шредеру, а Шольц – нет. И это уже плюс", - подчеркивает Умланд.
Олаф Шольц Фото: Getty images
Новое правительство нуждается в европейской солидарности
Германию могут ожидать реформы. Либералы будут добиваться диджитализации, сокращения раздутого бюрократического аппарата и внедрения новых технологий в качестве ответа на изменение климата, говорит Хайнеманн-Грюдер.
"ЕС нуждается в лидерстве, а не только антикризисном управлении, - говорит Хайнеманн-Грюдер. - Германия могла бы играть более активную роль во многих вещах. Во-первых, в обеспечении верховенства закона среди членов ЕС. Во-вторых, в усилении финансовой солидарности у совместных ответах на кризисы, таких как Covid 19. В-третьих, в разработке общей политики в отношении России и Беларуси. В-четвертых, в укреплении стратегического суверенитета перед своими визави США. В-пятых, в разработке общей политики в отношении Китая».
Посол Бинденагель считает, что Запад должен объединиться из-за нечестной игры российского президента Владимира Путина. Наибольшей проблемой Запада все это время были просчеты во время переговоров с главой Кремля, считает дипломат.
"Президент США Джо Байден поставил четкие "красные линии" - прекратить военные действия в Украине, это отличные линии. А Путин проводит свою "красную линию" - НАТО не должно угрожать России. Он ссылается на соглашение, что НАТО не должно расширяться на Восток, но не было такого соглашения – ни письменного, ни устного, но то, что Путин обращается к этим нарративам раз за разом – это очень, очень опасно, нужно разработать более реалистичный подход к отношениям с Россией и Путиным. Заявления по Донбассу показали хорошую позицию новой коалиции. Но контекст таков, что Россия пытается и разделить ЕС изнутри, и помешать его отношениям с США. Будущее немецкое правительство говорило также о "новом начале" внешней политики. С философской точки зрения, "новое начало" должно представлять собой не стратегическую автономию, а стратегический суверенитет – и это должно укрепить Европу. Также должна быть солидарность – не только внутри Евросоюза, но и с его партнерами – не только с США, но и с соседями", - говорит американский дипломат.
Сторонникам Украины будут противодействовать со всех сторон
"Зеленые" известны своей нелюбовью к Путину, а поддержку Украине они оказывают еще со времен катастрофы в Чернобыле. Но как изменится позиция Берлина по поводу украинско-российской войны под их давлением, остается под вопросом.
Новая коалиция сделала жесткие заявления по Донбассу и Крыму – и это хорошо, но примерно такая же позиция у правительства была и при Меркель, отмечает Умланд.
"Меркель много критиковали, но она была все это время по-хорошему обеспокоена. Ведь она бывала еще студенткой на Донбассе в течение пары недель, поэтому вопрос Украины для нее был близок. Но при ее правительстве мы имели некоторый разрез - официально поддерживалась территориальная целостность Украины, но на практике это означало только поддержку санкций, принятых в 2014 году. Хотя это было тоже не просто, потому что были страны, которые хотели отменить их", - отмечает эксперт.
Главу "зеленых" и кандидата на пост главы МИД Анналену Бербок российские пропагандисты уже называют главной русофобкой, говорит Умланд, но сами "зеленые" больше антипутинские, чем антироссийские. "Влиять на Путина никто не собирается, речь идет о том, чтобы его как-то ограничить", – считает эксперт.
Анналена Бербок Фото: Getty images
Но есть один нюанс: решения принимает не сам министр, а все правительство. И они будут сбалансированы между подходами всех трех участников коалиции, объясняет Бинденагель.
"Нужен ли Нормандский формат? Путин так уж предан ему? Работает ли Минский процесс? А еще начнется обсуждение санкций против "Северного потока-2" и соответствующий законодательный процесс. Критическим является не это, а солидарность в Европе в том, как ЕС справляется с вопросами своих соседей, в том числе и Украины. Единство Европы и единство США с НАТО – вот что может поразить господина Путина", - отмечает американский дипломат.
Проблема в том, что "зеленым" будут противодействовать не только социал-демократы, известные дружбой с Россией, но и энергетические компании из Восточного комитета германской промышленности. "Энергетическим компаниям из Восточной Германии, куда приходят оба "Северных потока", не очень интересна Украина", - констатирует Умланд.
Путин уже использует переходный период между старым и новым правительством Германии. Задержка в запуске "Северного потока-2" очень нервирует окружение главы Кремля и это очень чувствуется, говорит Хайнеманн-Грюдер.
"Новое правительство Германии может либо объединиться с Джо Байденом и Тони Блинкеном и по-прежнему препятствовать "Северному потоку-2", либо поддаться московскому бряцанию оружием на границах Украины", - объясняет немецкий эксперт. И хотя он считает, что Украина может ожидать большей солидарности от правительства, где будут сильные "зеленые" и либеральные голоса, ситуация еще полностью не определена.
"Победят либо социал-демократы с их политикой умиротворения Путина, либо зеленые и либералы. Реакция на демонстрацию силы Путиным станет проверкой того, планирует ли новое правительство осуществлять на практике то, что оно проповедует", - заключает Хайнеманн-Грюдер.