Некоторые полномочия министра юстиции Польши, а также венгерский закон "стоп Сорос", противоречат законодательству ЕС, решил суд.
Суд Евросоюза постановил, что полномочия министра юстиции Польши по назначению судей противоречат законодательству ЕС о независимости судей. Решение опубликовано во вторник, 16 ноября.
"Законодательство ЕС не допускает режим, который применяется в Польше - когда министру юстиции разрешается откомандировывать судей в высшие уголовные суды, и эти назначения министр, который одновременно является генеральным прокурором, может завершить в любой момент без объяснения причин. Требование о независимости судей означает, что правила, связанные с такими назначениями, должны предоставлять необходимые гарантии, чтобы не допустить рисков, что такие назначения будут использоваться как рычаг политического контроля за содержанием судебных решений, в том числе по уголовным делам", - пояснили в кратком изложении.
Ранее Окружной суд Варшавы задал вопрос, соответствует ли состав арбитражных панелей, созванный для рассмотрения, законодательству ЕС, так как у них есть судьи, прикомандированные по решению министра юстиции, согласно закону об организации судов. Как отметили в варшавском суде, эти правила о командировке позволяют министру юстиции назначить судью в высший уголовный суд на основе официально не сообщаемых критериев без возможности судебного пересмотра такого решения, а также министр может когда угодно завершить это временное назначение без предоставления обоснования. Суд обратился в суд ЕС с вопросом, не противоречат ли такие подходы п.п. ст. 19(1) Договора о ЕС и не ставит ли это под угрозу презумпцию невиновности по уголовным делам, что вытекает, среди прочего, из Директивы 2016/343.
"Суд постановил, что второй подпункт ст. Article 19(1) Договора о ЕС, с трактовкой с учетом ст. 2 Договора и Директивы 2016/343 исключает положения национального законодательства, согласно которому министр юстиции страны-члена может на основе критериев, которые публично не объявлены, отправить судью в высший уголовный суд на фиксированный или неопределенный период и может в любой момент решением, не содержащим обоснования, завершить такое назначение, независимо от того, идет ли речь о фиксированном или неопределенном периоде", - заявил суд ЕС.
Согласно решению, для гарантирования независимости судей важно, чтобы для таких назначений и завершения этих назначений были прописаны гарантии, предотвращающие риск превращения таких назначений в инструмент контроля содержания судебных решений.
"Суд отмечает, что, несмотря на тот факт, что министр юстиции не может направить судью без его согласия, что уже является важным процедурным предохранителем, есть ряд факторов, которые, по мнению соответствующего суда, предоставляют возможность министру влиять на назначенных судей, и это может вызвать сомнения в их независимости", - добавили в суде ЕС.
Для устранения таких рисков решения как о временном назначении судьи, так и о его завершении должны приниматься на основе известных критериев и сопровождаться обоснованием. Поскольку завершение такого назначения может иметь эффект, похожий на дисциплинарное наказание, важно, чтобы это решение можно было обжаловать.
В то же время, так как министр юстиции одновременно является генпрокурором, суд делает вывод, что "министр в таком случае по любому уголовному делу имеет власть и над прокурором, назначенным в суд общей юрисдикции, и назначенными судьями, и это дает основания для обоснованных сомнений в беспристрастности данных судей".
"В данном случае, учитывая описанные обстоятельства, похоже, что независимость и беспристрастность судей и, соответственно, презумпция невиновности могут быть под угрозой", - заключил суд ЕС.
В свою очередь относительно Венгрии суд ЕС постановил, что ее законодательство, криминализирующее отдельных лиц и организации, оказывающие помощь лицам, ищущим убежища, является нарушением законодательства ЕС.
"Установив уголовную ответственность за организацию деятельности в связи с инициированием процедуры международной защиты лицами, не отвечающими национальным критериям предоставления такой защиты, Венгрия нарушила законодательство ЕС. Криминализация такой деятельности препятствует осуществлению прав, гарантированных законодательством ЕС по помощи претендентам на международную защиту", - сказано в решении суда.
В 2018 году Венгрия приняла изменения в законы, добавив в них меры против нелегальной миграции. Документ ввел уголовную ответственность для активистов и сотрудников неправительственных организаций, которые помогают мигрантам подавать заявление о предоставлении убежища, даже если они, вероятно, не имеют права на защиту в соответствии с венгерскими критериями.
Также закон предполагает, что ходатайства претендентов на убежище, прошедшие через так называемую безопасную транзитную страну, такую как Сербия, будут признаны неприемлемыми.
При этом ЕК заявила, что венгерское законодательство ограничивает право просителей убежища общаться с соответствующими национальными, международными и неправительственными организациями и получать от них поддержку.
Напомним, что ранее суд ЕС одобрил наложение €2,4 млрд штрафа на Google. Компания злоупотребляла доминирующим положением на рынке поисковых систем ЕС, постановила Еврокомиссия и наложила штраф.
Также сообщалось, что суд ЕС оштрафовал Польшу на €1 млн в день. Штраф наложен из-за отказа Польши выполнять решения высших судов по реформе своей судебной системы.