Многие АЗС Соединенного Королевства прекратили обслуживание водителей из-за нехватки топлива.
При этом власти утверждают, что горючего в стране достаточно и призывают британцев не паниковать.
Но причиной возникшей острой нехватки топлива является, скорее, кризис трудовых ресурсов, нежели собственно дефицит энергоносителей.
После выхода из Евросоюза и последующей пандемии в Великобритании произошла масштабная утечка кадров.
В том числе, водителей грузовиков и автоцистерн, которые развозят топливо по автозаправочным станциям.
С момента «Брэксита» из страны уехали 200 тысяч граждан ЕС, которые из-за визовой политики вряд ли захотят возвращаться.
Еще больше ситуацию усугубляет постковидное восстановление экономики и растущий спрос на энергоресурсы.
В профсоюзе водителей большегрузов Road Haulage Association считают, что британскому рынку не хватает около 100 тысяч водителей.
В британской прессе даже сообщают, что, премьер-министр страны Борис Джонсон, якобы, собирается посадить за руль большегрузов военных водителей.
Дефицит рабочей силы проблема не только Великобритании – по данным консалтинговой компании Transport Intelligence только в Европе компаниям, занимающимся грузовыми перевозками, не хватает порядка 400 тысяч квалифицированных водителей.
Международный союз автотранспорта (IRU) отмечает, что дефицит водителей в ЕС составляет 17%.
Все это, в свою очередь, увеличивает финансовые издержки – за последний год цены на грузоперевозки в США и Европе выросли на 14% и 17% соответственно.
А что же происходит с Украиной, где дефицит водителей в последние годы стал нормой? Ей тоже грозит кризис, в первую очередь, из-за трудовой миграции – например, соседней Польше не хватает 100 тысяч водителей.
И туда с удовольствием едут украинцы – более высокая зарплата и лучшие условия труда играют свою роль.
«Работников не хватает, в больших автопарках простаивают по 30-40 автобусов.
Перевозчик даже не может наказать водителя за нарушение – тот сразу положит ключи на стол и быстро найдет себе работу на другом маршруте», – говорит глава «Ассоциации перевозчиков Киеве и Киевской области» Игорь Моисеенко.
По его словам, кроме низких зарплат, водителей от трудоустройства в Украине отталкивает отношение властей и штрафы.
В аналогичной ситуации оказался и отечественный рынок такси – в Uber, Bolt и Uklon тоже столкнулись с дефицитом водителей, что уже привело к росту цен.
И, пока наши власти стараются не замечать проблемы, правительства стран Евросоюза создают выгодные условия для привлечения мигрантов из Украины.
Либерализацию трудоустройства украинцев готовят, в частности, в Германии и Польше.