Первый в мире шнекороторный вездеход построили еще в 1929 году, а патент на изобретение был оформлен вообще в 1868.
В конце 1960-х на заводе ЗИЛ в знаменитом КБ В.
Грачева начались работы по созданию различных вариантов шнекохода.
Эта техника была способна пройти там, где не справился бы ни колесный, ни гусеничный вездеход, ни даже судно на воздушной подушке.
В архивном видео показаны несколько экспериментальных ШН-67.
Особенно впечатляет сравнительный заезд с другими, более традиционными, вездеходами.
С учетом полученного опыта, в начале 1970-х был разработан шнекоход ЗИЛ-2906, который получил несущий корпус и пассажирский отсек.
В передней части находилась пара «лыж» для въезда на препятствия, за которыми помещались шнеки.
В расположенном на корме моторном отсеке, установили пару «запорожских» бензиновых двигателей МеМЗ-967А мощностью по 37 л.
Каждый из них через карданный вал и бортовую передачу вращал свой собственный шнек.
Изменяя скорость и направление движения шнеков, водитель мог управлять передвижением или осуществлять маневрирование.
Загрузка космонавта через люк, образованный откидным колпаком.
Такая машина должна была войти в состав перспективного поисково-эвакуационного комплекса, которому предстояло, в том числе, искать и эвакуировать летчиков и космонавтов – для этого в кабине ЗИЛ-2906 располагались два лежачих места для эвакуируемых космонавтов.
Для удобства в передней части бортов имелись откидные лесенки.
Дополнительно машина была укомплектована радиостанцией «Пеликан», переносным пеленгатором НКПУ-1, магнитным компасом и медицинским оснащением.
Длина ЗИЛ-2906 составляла всего 3,82 м, ширина – 2,3 м, высота по корпусу – 1,72 м.
Дорожный просвет на твердой поверхности – 590 мм.
Собственный вес вездехода не превышал 1280 кг.
Полная масса – 1802 кг, включая 420 кг полезной нагрузки.
Космонавты на борту вездехода ЗИЛ-2906.
Сборка опытного экземпляра завершилась в середине лета 1975 года, после чего начались испытания.
В связи с тем, что двигателям воздушного охлаждения не хватало мощности и они часто ломались, после проведенной модернизации вездеход получил индекс 29061 и поступил в серийное производство.
Первые серийные шнекоходы вышли из сборочного цеха в 1981-м, а тремя годами позднее мелитопольские моторы были заменены парой двигателей ВАЗ-2106 мощностью по 80 л.
В начале 1986 года на испытания вышел опытный образец, оснащенный роторно-поршневыми двигателями ВАЗ-411 мощностью 110 л.
Во время испытаний ЗИЛ-29061 с новыми агрегатами разогнался на снежной целине до 32 км/ч, хотя расход топлива при этом вырос до 70 л/ч.
В 1990 году «космический» вездеход попробовал себя в роли сельскохозяйственной машины — в Херсонском рыболовецкого колхозе дооборудованная режущим аппаратом машина выкосила 15 га тростника высотой до нескольких метров.
Слой ила на дне водоема достигал 700 мм – в таких условиях с работой мог справиться только шнекоход.
Ну, а потом не стало СССР и самого ЗИЛа.