А у нас в машине газ: правда и мифы об альтернативном автомобильном топливе
А у нас в машине газ: правда и мифы об альтернативном автомобильном топливе

А у нас в машине газ: правда и мифы об альтернативном автомобильном топливе

Газ в автомобиле продлевает жизнь двигателю, существенно снижает расходы на эксплуатацию и совсем не опасен.

Правда ли это?.

Авторы Михаил Колодочкин и Алексей Ревин.

Газа в стране полным-полно.

Автомобильное газовое топливо бывает двух видов: сжиженный нефтяной газ (СНГ) и сжатый природный газ (СПГ), который ещё называют компримированным (КПГ).

Сжиженного газа (смесь пропана и бутана) у нас в Украине действительно полным-полно, ведь это побочный продукт при переработке нефти в бензин, при этом он относительно дёшев.

А вот метана гораздо меньше, и ездит на нём обычно суровая государственная техника дремучих времён.

Заправки пропан-бутаном нынче едва ли не на каждом шагу, причём газ готовы «задуть» как на практически любой обычной АЗС, так и на специализированных газовых станциях (многие из которых являют собой просто цистерну с колонкой).

Со сжатым газом дела обстоят значительно хуже.

Даже на многомиллионный Киев лишь четыре метановые заправки.

Элементы системы питания сжиженным газом четвёртого поколения: 1 – фильтр паровой фазы; 2 – датчик абсолютного давления; 3 – электронный блок управления; 4 – жгут проводов системы управления; 5 – переключатель режимов «газ/бензин»; 6 – мультиклапан; 7 – тороидальный баллон; 8 – заправочный клапан; 9 – редуктор; 10 – газовые форсунки.

Вдвое дешевле.

Сжиженный газ для автомобилистов во все времена стоил примерно вдвое меньше высокооктанового бензина.

Метан – ещё дешевле: если за литр пропан-бутана на момент подготовки номера в среднем по Украине просят 11,85 грн, то за кубометр метана – 10,98 грн.

Чтобы вычислить чистую выгоду от перехода на газ, необходимо учесть и дополнительные расходы.

Изначальная стоимость комплекта ГБО для сжиженного газа плюс его установка и обязательная регистрация обойдётся не дешевле 14 тысяч гривен – это самый минимум, если всё делать по-правильному.

Установка для работы на метане – почти вдвое дороже, прежде всего из-за дорогих баллонов, выдерживающих большое давление.

Километр, пройденный автомобилем на пропан-бутане, обходится на 40% дешевле, чем на бензине.

Эксплуатационный расход газа примерно на 5–10% выше, чем бензина: этот процент зависит от качества оборудования, режимов работы мотора и прочих технических нюансов.

По факту экономить будут лишь те, у кого среднегодовые пробеги превышают 20 000 км.

А если ездите немного и не каждый день – газ не про вас.

Бензин всё равно нужен.

Это правда – пустить холодный мотор на газе почти невозможно.

Давление насыщенных паров, влияющее на пусковые свойства, у газа гораздо ниже, чем у бензинов.

Да и диафрагмы газового редуктора в сильные холода теряют эластичность, что снижает их ресурс.

Потому при пуске аппаратуру переводят в «бензиновый» режим, и только потом, после полного прогрева до нормальной рабочей температуры, возвращают обратно в «газовый».

Кстати, современные системы ГБО сами определяют, когда переключаться с одного топлива на другое.

К тому же бензин понадобится и на тот случай, если газ закончится, а заправки поблизости не окажется.

Газ не пахнет.

Ни природный, ни нефтяной газ запаха не имеют.

Но поскольку утечки газов крайне опасны, в их состав добавляются так называемые одоранты, обладающие резким запахом.

Почувствовали характерный запах – срочно на сервис искать утечку и регулировать аппаратуру.

Пахнуть будут автомобили с удалённым каталитическим нейтрализатором – в привычном букете вредных газов будут улавливаться нотки этилмеркаптана, того самого одоранта.

Сколько литров в 60‑литровом баллоне?.

Нет, не 60, а около 50.

Причина простая: это мера безопасности, компенсирующая расширение газа при нагреве – чтобы баллон не разорвало изнутри.

Для этого на баллоне установлен мультиклапан, препятствующий наполнению больше чем на 85%.

Газ продлевает ресурс мотора.

Не продлевает, но и большинство страшилок насчёт вредности газа явно преувеличены.

Газ чуть лучше бензина относится к поршневой группе мотора, и чуть агрессивнее к выпускным клапанам.

Горит газ медленнее, догорание происходит при открытых клапанах, которые больше нагреваются.

Газ чище бензина: в нём нет серы, которая является основным катализатором образования так называемых высокотемпературных отложений (шлама и нагара).

Поэтому срок службы масла при работе двигателя на газе повышается.

Хотя есть и ложка дёгтя: при сгорании газового топлива образуется больше воды.

На непрогретом двигателе, а также при неисправной системе вентиляции картера она конденсируется, обводняет масло, тем самым снижая его характеристики.

Перевести на газ можно любую машину.

Оснастить газовым оборудованием можно всё, что угодно, однако в ряде случаев в этом нет никакого смысла.

К примеру, для малогабаритных автомобилей это нецелесообразно: расход у них и так небольшой, а баллон часто негде разместить.

Не стоит переоборудовать и новые машины: можно лишиться гарантии на мотор из-за применения нерекомендованного топлива, на кузов (сверлили, перегрузили) и на электрику, в которую вмешались.

Дизельные автомобили также лучше не трогать.

Для самовоспламенения газовой смеси требуется запальная доза дизтоплива – такие системы сложны и дороги.

Не стоит переходить на газ, если часто используете весь полезный объём салона и багажника – оборудование съест много места, а также сократит возможности трансформации салона.

О безопасности.

Газ опаснее бензина.

Неправильный монтаж ГБО может вызвать утечку, а её и определить сложнее, и воспламеняется газ охотнее бензина.

При этом особенно опасен сжиженный газ, который тяжелее воздуха – он не поднимается вверх, а скапливается под автомобилем, в ямах и подвалах гаражей.

Кстати, именно по этой причине машины с ГБО зачастую не пускают в подземные паркинги.

Манометр на газовой заправке показывает, что газ закачивается в баллон под давлением аж 16 бар.

Но при срабатывании клапана отсечки в баллоне останется 85% газа в жидкой фазе и 15% в паровой.

Поэтому давление внутри баллона падает с 16 до 8 бар – а это уже не столь пугающий показатель.

До сравнимых величин накачивают, например, колёса грузовиков.

НАШЕ МНЕНИЕ.

Перевод машины на газ оправдан только в тех случаях, когда вы собираетесь ездить на машине долго и много.

А среднестатистическому автолюбителю переоборудовать машину на газ не имеет смысла.

ЗА РУЛЕМ №09 2020.

Источник материала
loader
loader