Газ в автомобиле продлевает жизнь двигателю, существенно снижает расходы на эксплуатацию и совсем не опасен.
Правда ли это?.
Авторы Михаил Колодочкин и Алексей Ревин.
Газа в стране полным-полно.
Автомобильное газовое топливо бывает двух видов: сжиженный нефтяной газ (СНГ) и сжатый природный газ (СПГ), который ещё называют компримированным (КПГ).
Сжиженного газа (смесь пропана и бутана) у нас в Украине действительно полным-полно, ведь это побочный продукт при переработке нефти в бензин, при этом он относительно дёшев.
А вот метана гораздо меньше, и ездит на нём обычно суровая государственная техника дремучих времён.
Заправки пропан-бутаном нынче едва ли не на каждом шагу, причём газ готовы «задуть» как на практически любой обычной АЗС, так и на специализированных газовых станциях (многие из которых являют собой просто цистерну с колонкой).
Со сжатым газом дела обстоят значительно хуже.
Даже на многомиллионный Киев лишь четыре метановые заправки.
Элементы системы питания сжиженным газом четвёртого поколения: 1 – фильтр паровой фазы; 2 – датчик абсолютного давления; 3 – электронный блок управления; 4 – жгут проводов системы управления; 5 – переключатель режимов «газ/бензин»; 6 – мультиклапан; 7 – тороидальный баллон; 8 – заправочный клапан; 9 – редуктор; 10 – газовые форсунки.
Вдвое дешевле.
Сжиженный газ для автомобилистов во все времена стоил примерно вдвое меньше высокооктанового бензина.
Метан – ещё дешевле: если за литр пропан-бутана на момент подготовки номера в среднем по Украине просят 11,85 грн, то за кубометр метана – 10,98 грн.
Чтобы вычислить чистую выгоду от перехода на газ, необходимо учесть и дополнительные расходы.
Изначальная стоимость комплекта ГБО для сжиженного газа плюс его установка и обязательная регистрация обойдётся не дешевле 14 тысяч гривен – это самый минимум, если всё делать по-правильному.
Установка для работы на метане – почти вдвое дороже, прежде всего из-за дорогих баллонов, выдерживающих большое давление.
Километр, пройденный автомобилем на пропан-бутане, обходится на 40% дешевле, чем на бензине.
Эксплуатационный расход газа примерно на 5–10% выше, чем бензина: этот процент зависит от качества оборудования, режимов работы мотора и прочих технических нюансов.
По факту экономить будут лишь те, у кого среднегодовые пробеги превышают 20 000 км.
А если ездите немного и не каждый день – газ не про вас.
Бензин всё равно нужен.
Это правда – пустить холодный мотор на газе почти невозможно.
Давление насыщенных паров, влияющее на пусковые свойства, у газа гораздо ниже, чем у бензинов.
Да и диафрагмы газового редуктора в сильные холода теряют эластичность, что снижает их ресурс.
Потому при пуске аппаратуру переводят в «бензиновый» режим, и только потом, после полного прогрева до нормальной рабочей температуры, возвращают обратно в «газовый».
Кстати, современные системы ГБО сами определяют, когда переключаться с одного топлива на другое.
К тому же бензин понадобится и на тот случай, если газ закончится, а заправки поблизости не окажется.
Газ не пахнет.
Ни природный, ни нефтяной газ запаха не имеют.
Но поскольку утечки газов крайне опасны, в их состав добавляются так называемые одоранты, обладающие резким запахом.
Почувствовали характерный запах – срочно на сервис искать утечку и регулировать аппаратуру.
Пахнуть будут автомобили с удалённым каталитическим нейтрализатором – в привычном букете вредных газов будут улавливаться нотки этилмеркаптана, того самого одоранта.
Сколько литров в 60‑литровом баллоне?.
Нет, не 60, а около 50.
Причина простая: это мера безопасности, компенсирующая расширение газа при нагреве – чтобы баллон не разорвало изнутри.
Для этого на баллоне установлен мультиклапан, препятствующий наполнению больше чем на 85%.
Газ продлевает ресурс мотора.
Не продлевает, но и большинство страшилок насчёт вредности газа явно преувеличены.
Газ чуть лучше бензина относится к поршневой группе мотора, и чуть агрессивнее к выпускным клапанам.
Горит газ медленнее, догорание происходит при открытых клапанах, которые больше нагреваются.
Газ чище бензина: в нём нет серы, которая является основным катализатором образования так называемых высокотемпературных отложений (шлама и нагара).
Поэтому срок службы масла при работе двигателя на газе повышается.
Хотя есть и ложка дёгтя: при сгорании газового топлива образуется больше воды.
На непрогретом двигателе, а также при неисправной системе вентиляции картера она конденсируется, обводняет масло, тем самым снижая его характеристики.
Перевести на газ можно любую машину.
Оснастить газовым оборудованием можно всё, что угодно, однако в ряде случаев в этом нет никакого смысла.
К примеру, для малогабаритных автомобилей это нецелесообразно: расход у них и так небольшой, а баллон часто негде разместить.
Не стоит переоборудовать и новые машины: можно лишиться гарантии на мотор из-за применения нерекомендованного топлива, на кузов (сверлили, перегрузили) и на электрику, в которую вмешались.
Дизельные автомобили также лучше не трогать.
Для самовоспламенения газовой смеси требуется запальная доза дизтоплива – такие системы сложны и дороги.
Не стоит переходить на газ, если часто используете весь полезный объём салона и багажника – оборудование съест много места, а также сократит возможности трансформации салона.
О безопасности.
Газ опаснее бензина.
Неправильный монтаж ГБО может вызвать утечку, а её и определить сложнее, и воспламеняется газ охотнее бензина.
При этом особенно опасен сжиженный газ, который тяжелее воздуха – он не поднимается вверх, а скапливается под автомобилем, в ямах и подвалах гаражей.
Кстати, именно по этой причине машины с ГБО зачастую не пускают в подземные паркинги.
Манометр на газовой заправке показывает, что газ закачивается в баллон под давлением аж 16 бар.
Но при срабатывании клапана отсечки в баллоне останется 85% газа в жидкой фазе и 15% в паровой.
Поэтому давление внутри баллона падает с 16 до 8 бар – а это уже не столь пугающий показатель.
До сравнимых величин накачивают, например, колёса грузовиков.
НАШЕ МНЕНИЕ.
Перевод машины на газ оправдан только в тех случаях, когда вы собираетесь ездить на машине долго и много.
А среднестатистическому автолюбителю переоборудовать машину на газ не имеет смысла.
ЗА РУЛЕМ №09 2020.