/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F72%2F6c778b2a8183aa5936bc046530a9847d.jpg)
Водород пока не заменит транзит газа
Процесс разработки идеи использования водорода только начинается и на это уйдут десятки лет.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F72%2F28760a507147c08272e8f939aa78c6fc.jpg)
Водород является будущим энергетики, но на данный момент он не сможет заменить транзит газа по украинской ГТС. Почему пока не стоит рассчитывать на водородную энергетику рассказала директор по вопросам взаимодействия с государственными органами и международными организациями ООО Оператор ГТС Украины Ольга Белькова.
По ее словам, нужно готовиться к циклу производства и потребления водорода, но при этом очень тщательно взвесить, за счет каких ресурсов. Включение идеи водородного будущего потенциала Украины в декларативное заявление США и Германии уже вдохновили энтузиастов этого направления. Тем не менее, пока потребности потребителей нашего региона связаны с природным газом. Кроме того, будущее водорода напрямую связано именно с газом, поэтому разговор должен быть не о компенсации, а о сочетании. Транзит газа по территории Украины – это залог стабильности сейчас, а водород – возможно, дополнительное будущее. Следовательно, оба направления должны дискутироваться отдельно.
По данным Bloomberg, водород составляет сегодня 0,002% общего потребления энергии. То есть это фактически точка отсчета относительно старта реализации водородного потенциала. Несколько десятилетий назад именно такая точка старта была в ветровой и солнечной генерации. И после нескольких десятилетий непрерывного развития, государственных стимулирующих программ и триллионов долларов инвестиций доля генерации из ветра и солнечной энергии сегодня на уровне лишь 2% в структуре всей мировой энергии.
В оптимистичном сценарии от Bloomberg лишь в 2050 году можно надеяться на значительную долю водорода в общем потреблении энергии – на уровне 24%. В 2040 году доля может быть до 5%. В то же время природный газ уже сейчас составляет 24% всей энергии, и все прогнозы указывают на продолжение использования этого ресурса в ближайшие два десятилетия.
Украина эксплуатирует газопроводы высокого давления, поэтому оператор ГТС рассматривает транспортировку водорода только в газообразном состоянии. Есть технологии транспортировки водорода в сжиженном состоянии и в форме аммиака, но это никак не связано с транзитом и может развиваться как параллельные инновации. Чистый водород опаснее природного газа, поэтому сейчас проходят исследования о возможностях транспортировки только смеси водорода и газа, а не чистого водорода.
Даже при оптимистических прогнозах, в случае согласованных действий разных стран допустимые пределы водорода могут быть на уровне 10%.
Поэтому именно сохранение транзита газа по территории Украины является предпосылкой для начала разговора о водородной роли Украины в Европе.
Очевидно, что водород потребует огромных инвестиций на всем протяжении цикла от производства до потребления по всей Европе. Согласно аналитическим прогнозом Bloomberg, при самом оптимистичном сценарии, для масштабирования водородной энергетики к 2050 году потребуется более 11 триллионов долларов инвестиций. Только на производство, хранение, транспортировку и необходимую инфраструктуру.
«Идея, которая требует таких инвестиций, во многих странах не воспринимается. Смело можно утверждать, что большое водородное будущее не настанет в Украине и Европой до 2025 года. А после 2025 года, без достижения согласия по транзитному соглашению уже сейчас, брать на себя какие-либо обязательства по водороду тоже рискованно. Водородная мечта никоим образом не заменит текущий газовый транзитный статус Украины и его роль для бюджета и безопасности. Украина, безусловно, рассмотрит все выгодные для себя проекты. Однако не может отказываться от собственных стратегических задач – обеспечения себя и своей промышленности ресурсом, который нужен в ближайшие 20 лет. И именно поэтому настаивает на сохранении транзита», – говорится в сообщении.

