Не успел еще как следует обосноваться на конвейере «горбатый» ЗАЗ‑965, как в Запорожье начали работать над следующей моделью.
Ее делали более «взрослой» и внешне, и по начинке – с двигателем большей мощности.
Автор Сергей Канунников.
Новый ЗАЗ‑966В встал на конвейер в 1966 году, но двигатель, созданный для него, тогда не поспел и появился лишь через пару лет.
Новая запорожская машина вызвала у неизбалованных разнообразием советских автолюбителей колоссальный интерес.
Мало кто предполагал тогда, что с небольшими изменениями этот Запорожец будут выпускать почти три десятилетия.
«Ушастый» не был революционным, но в 1960‑х действительно заслуживал внимания.
ЗАЗ‑966 сохранил концепцию и основы конструкции предшественника.
В заднем свесе стоял двигатель V4 воздушного охлаждения.
Конструкцию подвесок, а поначалу и барабанных тормозов тоже не меняли.
Только позднее на передних колесах стали устанавливать тормоза с двумя цилиндрами – по одному на каждую колодку.
В середине шестидесятых ЗАЗ‑966 даже в сравнении с западными аналогами был вполне современным по конструкции автомобилем.
Один из аналогов ЗАЗ‑966 – западногерманский NSU Prinz 4.
Похож! Но у него был рядный двухцилиндровый двигатель, установленный сзади поперечно.
И передняя подвеска у NSU – совсем иная: не торсионная, как у Запорожца, а пружинная.
Сенсационный американский Chevrolet Corvair оснастили оппозитной «шестеркой» воздушного охлаждения, концептуально близкой четырехцилиндровому двигателю малолитражки Volkswagen Käfer (Жук).
Но, в отличие от Фольксвагена и Запорожца, у Chevrolet все подвески, как и у NSU, были пружинные.
Передняя – на поперечных рычагах.
И, конечно же, Corvair был намного крупнее.
Простая металлическая передняя панель в обычном для дешевых автомобилей 1960‑х стиле имела, однако, вполне современную комбинацию приборов с вытянутым по моде тех лет спидометром.
В стилистике комбинации приборов ЗАЗ‑966 просматриваются некие мотивы американского Chevrolet Corvair.
Впрочем, это был общий для многих тогдашних автомобилей стиль.
ЗАЗ‑966 очень похож на NSU Prinz 4.
Но у советской и немецкой машин был общий по стилю передок.
Chevrolet Corvair с характерной поясной линией, подчеркнутой молдингом, стартовал в 1959 году и произвел большое впечатление и на немецких, и на советских стилистов.
Легко предположить, что именно под впечатлением от Chevrolet дизайнеры NSU и Запорожского завода создали свои образцы.
Кстати, Chevrolet Corvair был в НАМИ и его придирчиво изучали, доводя до ума систему охлаждения ЗАЗ‑966.
Облик нового Запорожца в целом сложился уже в 1961‑м, когда появился первый опытный образец.
Позднее создали прототипы с иными деталями, но основа стилистики сохранилась и на серийной машине.
Кстати, прототип не имел фальшрешетки спереди, а на серийном ЗАЗ‑968 от неё отказались только в начале 1970‑х.
В 1968 году ЗАЗ‑966 получил-таки новый двигатель МеМЗ‑968.
Мотор V4 объемом 1,2 л (76×66 мм) развивал 40 л.
с. – вместо прежних 30 л.
Принципиально изменили систему охлаждения.
У старого двигателя рабочим объемом 0,9 л воздух, поступающий на ребра цилиндров, вентилятор отсасывал в решетки кузова.
На моторе 1,2 л наоборот: вентилятор нагнетал воздух в пространство между цилиндрами, а затем он отводился в щели на задней панели.
На модификации для инвалидов и после 1968‑го ставили 30‑сильные моторы.
Но основным был двигатель мощностью 40 л.
Серийный ЗАЗ‑966 1966 года имел узнаваемый, очень свежий для СССР и вполне приличный, по сравнению и с зарубежными аналогами, дизайн.
За мощные воздухозаборники на задних крыльях автомобиль довольно быстро получил прозвище «ушастый», а за характерную поясную линию, подчеркнутую молдингами, – «мыльница».
Серийный автомобиль украшала забавная фальшрешетка радиатора, призванная сделать облик машины более «взрослым».
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
ЗАЗ‑966 и его потомки модели 968 пополнили список самых долгоиграющих автомобилей СССР. Последний вариант – ЗАЗ‑968М собирали до 1994 года, и он, наряду с польским хэтчбеком Fiat 126p, вошел в историю, как последний в XX веке малолитражный заднемоторный автомобиль в мире.
По меркам последней четверти века, Запорожец был уже откровенным динозавром.
Но в середине 1960‑х никто ему такой судьбы не планировал.
Всего же автомобилей моделей ЗАЗ‑966 и ЗАЗ‑968 выпустили около 2,5 миллионов – многие из них живы до сих пор.
ЗА РУЛЕМ №12 2020.