Как передает Укринформ, об этом говорится в сообщении Конституционного суда Украины.
«Конституционный суд Украины признал конституционными предписания части шестой статьи 6 Закона Украины «Об оплате труда» от 24 марта 1995 года № 108/95-ВР в редакции Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 6 декабря 2016 года № 1774 -VIII, части шестой статьи 96 Кодекса законов о труде Украины в редакции Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 6 декабря 2016 года № 1774-VIII (о минимальном должностном окладе (тарифной ставке)», - говорится в сообщении.
Соответствующее решение суд принял 15 июня в деле относительно конституционного представления 47 народных депутатов Украины.
Так, согласно части шестой статьи 6 Закона в редакции Закона № 1774 и части шестой статьи 96 Кодекса в редакции Закона № 1774 «минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере не менее прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года».
Отмечается, что авторы ходатайства, в частности, утверждали, что прожиточный минимум не может использоваться для установления минимального должностного оклада (тарифной ставки), поскольку он является только социальной гарантией того, что минимальная заработная плата не будет установлена ниже уровня величины, достаточной «для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности».
Народные депутаты отмечали, что после вступления в силу Закона № 1774 в оспариваемых нормах Закона и Кодекса для установления размера минимального должностного оклада (тарифной ставки) применена величина, в денежном выражении меньше, чем та, что использовалась для вычисления должностных окладов до внесения соответствующих изменений.
Анализируя оспариваемые предписания Закона в редакции Закона № 1774 и Кодекса в редакции Закона № 1774 в существующей связи с нормами других актов права, регулирующих отношения по оплате труда и социальной защиты, Конституционный суд Украины пришел к выводу, что «заработная плата не ниже определенной законом (минимальная заработная плата)», «прожиточный минимум» и «минимальный должностной оклад (тарифная ставка)» не являются тождественными явлениями, а полномочия определять или устанавливать их денежный размер имеют различные органы государственной власти - Верховная Рада Украины и Кабинет Министров Украины.
Суд отмечает, что минимальный должностной оклад (тарифная ставка) не является разновидностью государственных социальных гарантий и функционально применяется при формировании тарифной системы оплаты труда и является основой для дифференциации размеров заработной платы.
«В то же время размер минимальной заработной платы и размер минимального должностного оклада (тарифной ставки) не могут быть ниже размера прожиточного минимума. Указанное отличие сути минимальной заработной платы (минимального размера заработной платы) и минимального должностного оклада (тарифной ставки) дает Конституционному суду Украины основания для вывода о неодинаковости их функционального назначения», - говорится в сообщении.
КС констатирует, что при определении размера минимальной заработной платы и установлении размера минимального должностного оклада (тарифной ставки) полномочные органы государственной власти должны учитывать, что их размеры должны обеспечивать личные потребности не только каждого, кто работает, но и членов его семьи, если последние не способны или не в состоянии обеспечить своим трудом или иным образом удовлетворение этих потребностей самостоятельно.
В суде отметили, что таким образом, даже в случае установления Кабинетом Министров минимального должностного оклада (тарифной ставки) в размере, меньшем размера минимальной заработной платы, применение норм действующего законодательства в их совокупности гарантирует соблюдение требований части четвертой статьи 43 Конституции Украины.
«Минимальным размером выплат, которые должен получать каждый в качестве основного источника существования для обеспечения реализации конституционного права на достаточный жизненный уровень, является прожиточный минимум, размер которого с учетом его сути и назначения определяет Верховная Рада в соответствующем законе», - сообщил КС.
Суд подчеркнул, что «с целью исполнения предписаний Конституции и законов Украины Кабинет Министров на основании оспоренных норм Закона в редакции Закона № 1774 и Кодекса в редакции Закона № 1774 обязан устанавливать такой размер минимального должностного оклада (тарифной ставки), чтобы его использование в тарифной системе оплаты труда не только обеспечило достаточный жизненный уровень для того, кто работает, но и поощряло работника к улучшению условий жизни для себя и своей семьи».
Решение Конституционного суда Украины является обязательным, окончательным и не подлежащим обжалованию.
Как сообщал Укринформ, с 1 июля прожиточный минимум самой низкой категории составляет 1 854 гривни.