Минимальная зарплата не может быть ниже прожиточного минимума - КСУ
Минимальная зарплата не может быть ниже прожиточного минимума - КСУ

Минимальная зарплата не может быть ниже прожиточного минимума - КСУ

Размер минимальной заработной платы и размер минимального должностного оклада (тарифной ставки) не могут быть ниже размера прожиточного минимума.

Как передает Укринформ, об этом говорится в сообщении Конституционного суда Украины.

«Конституционный суд Украины признал конституционными предписания части шестой статьи 6 Закона Украины «Об оплате труда» от 24 марта 1995 года № 108/95-ВР в редакции Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 6 декабря 2016 года № 1774 -VIII, части шестой статьи 96 Кодекса законов о труде Украины в редакции Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 6 декабря 2016 года № 1774-VIII (о минимальном должностном окладе (тарифной ставке)», - говорится в сообщении.

Соответствующее решение суд принял 15 июня в деле относительно конституционного представления 47 народных депутатов Украины.

Так, согласно части шестой статьи 6 Закона в редакции Закона № 1774 и части шестой статьи 96 Кодекса в редакции Закона № 1774 «минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере не менее прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года».

Отмечается, что авторы ходатайства, в частности, утверждали, что прожиточный минимум не может использоваться для установления минимального должностного оклада (тарифной ставки), поскольку он является только социальной гарантией того, что минимальная заработная плата не будет установлена ​​ниже уровня величины, достаточной «для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности».

Народные депутаты отмечали, что после вступления в силу Закона № 1774 в оспариваемых нормах Закона и Кодекса для установления размера минимального должностного оклада (тарифной ставки) применена величина, в денежном выражении меньше, чем та, что использовалась для вычисления должностных окладов до внесения соответствующих изменений.

Анализируя оспариваемые предписания Закона в редакции Закона № 1774 и Кодекса в редакции Закона № 1774 в существующей связи с нормами других актов права, регулирующих отношения по оплате труда и социальной защиты, Конституционный суд Украины пришел к выводу, что «заработная плата не ниже определенной законом (минимальная заработная плата)», «прожиточный минимум» и «минимальный должностной оклад (тарифная ставка)» не являются тождественными явлениями, а полномочия определять или устанавливать их денежный размер имеют различные органы государственной власти - Верховная Рада Украины и Кабинет Министров Украины.

Суд отмечает, что минимальный должностной оклад (тарифная ставка) не является разновидностью государственных социальных гарантий и функционально применяется при формировании тарифной системы оплаты труда и является основой для дифференциации размеров заработной платы.

«В то же время размер минимальной заработной платы и размер минимального должностного оклада (тарифной ставки) не могут быть ниже размера прожиточного минимума. Указанное отличие сути минимальной заработной платы (минимального размера заработной платы) и минимального должностного оклада (тарифной ставки) дает Конституционному суду Украины основания для вывода о неодинаковости их функционального назначения», - говорится в сообщении.

КС констатирует, что при определении размера минимальной заработной платы и установлении размера минимального должностного оклада (тарифной ставки) полномочные органы государственной власти должны учитывать, что их размеры должны обеспечивать личные потребности не только каждого, кто работает, но и членов его семьи, если последние не способны или не в состоянии обеспечить своим трудом или иным образом удовлетворение этих потребностей самостоятельно.

В суде отметили, что таким образом, даже в случае установления Кабинетом Министров минимального должностного оклада (тарифной ставки) в размере, меньшем размера минимальной заработной платы, применение норм действующего законодательства в их совокупности гарантирует соблюдение требований части четвертой статьи 43 Конституции Украины.

«Минимальным размером выплат, которые должен получать каждый в качестве основного источника существования для обеспечения реализации конституционного права на достаточный жизненный уровень, является прожиточный минимум, размер которого с учетом его сути и назначения определяет Верховная Рада в соответствующем законе», - сообщил КС.

Суд подчеркнул, что «с целью исполнения предписаний Конституции и законов Украины Кабинет Министров на основании оспоренных норм Закона в редакции Закона № 1774 и Кодекса в редакции Закона № 1774 обязан устанавливать такой размер минимального должностного оклада (тарифной ставки), чтобы его использование в тарифной системе оплаты труда не только обеспечило достаточный жизненный уровень для того, кто работает, но и поощряло работника к улучшению условий жизни для себя и своей семьи».

Решение Конституционного суда Украины является обязательным, окончательным и не подлежащим обжалованию.

Как сообщал Укринформ, с 1 июля прожиточный минимум самой низкой категории составляет 1 854 гривни.

Теги по теме
Зарплата Конституционный суд
Источник материала
loader
loader