В Национальной опере Украины состоялась премьера балета «Данте». Наверное, самая долгожданная – первая после начала эпидемии коронавируса и карантинных ограничений. Под занавес 153-го театрального сезона Национальная опера обзавелась еще одним шедевром балетного искусства. К слову, аналогов этого балета нет нигде в мире. Еще никому не приходило в голову, поставить балет не только по произведениям Данте, но и о самом авторе. Постановщикам пришлось не толлко разработать концепцию спектакля, а еще - создать партитуру из произведений разных композиторов.В этом году мир отмечает 700-летие со дня смерти одного из величайших поэтов и мыслителей человечества Данте Алигьери. Новая постановка театра была реализована совместно с посольством Италии в Украине, а также Итальянским институтом культуры в Украине. И официально вошла во всемирную художественную программу «Dante 700 nel mondo» («Данте 700 в мире»).Над постановкой работал международный коллектив. Хореограф-постановщик и автор либретто - Ярослав Иваненко. Дирижер-постановщик — Алексей Баклан. Сценографию по мотивам произведений Сандро Боттичелли создал Станислав Петровский. Над визуальным дизайном и художественным сопровождением трудились итальянские мастера - Ливио Савини и Давиде Брокколи. Костюмы изготовлены по эскизам известной театральной художницы Анны Ипатьевой. Координатор международного участия в проектах - Никола Франко Баллони.Партитура балета - это компиляция произведений четырех композиторов: Вагнера, Дворжака, современной музыки духовника православного ассирийского общества в Грузии, схимандрита Серафима (Бит-Хариби) и части симфоний знаменитого итальянского композитора Эцио Боссо.Художественный руководитель балетной труппы Национальной оперы Украины Елена Филипьева рассказала, как пригласили для новой постановки хореографа Ярослава Иваненко. «Меня спросили, кого бы я могла предложить. Ведь предложение итальянской стороны поставить балет, которого в мире еще не существует, было настоящим вызовом. Я вспомнила о Ярославе, с которым работала на сцене Нацоперы и в других театрах. Для меня было важным показать нашему зрителю что-то очень особенное, новую пластику, новые эмоции. Ведь в нашем театре преобладает классический репертуар. Я считаю, у нас получился в результате эксклюзивный балет, которого нигде нет больше в мире».Таким образом, балет «Данте» стал первой постановочной работой Ярослава Иваненко на сцене, на которой он начинал свой творческий путь после окончания Киевского государственного хореографического училища. Иваненко много лет проработал в балетных труппах оперных театров Чехии и Словакии, был солистом Гамбургского балета Джона Ноймайера. Более десяти лет он - главный хореограф и балетмейстер Ballet Kiel (Германия). Его хореографические композиции были представлены на танцевальных и музыкальных фестивалях в Великобритании, Португалии, Польше, Украине, Словакии, Японии, Турции и США.По словам Филипьевой, чтобы подобрать исполнителей для нового балета, Ярослав Иваненко приехал в Киев зимой, когда на сцене Национальной оперы Украины традиционно идут «Щелкунчики» дважды в день. Таким образом, можно было увидеть всю труппу в работе. «Он тщательно подбирал не только главных героев, но и исполнителей второго плана и кордебалет, которые ему подходили эмоционально и по пластике», - рассказала художественный руководитель балетной труппы.Ярослав Иваненко рассказал, что в своей работе над постановкой ориентировался на две книги Данте Алигьери - «Новая жизнь» и «Божественную комедию». «Существуют музыкальные и живописные произведения, посвященные, прежде всего, сюжетам «Божественной комедии». Но моя идея состоит в том, чтобы показать самого Данте – гения, который жил семьсот лет тому назад. Ведь он был мыслитель, политик, мистик, поднял итальянский язык до высокого литературного уровня. Мне было интересно его внутреннее состояние, его глубокие чувства любви, ради которых он приоткрыл занавес тайны потустороннего мира. Первый акт посвящен земной жизни, раскрывает биографические факты, в частности, как юноша Данте встретил девочку Беатриче, зарождение любви. А во втором акте мы переходим в совершенно другую реальность – потусторонний мир».Дирижер-постановщик Алексей Баклан свой выбор музыкальных фрагментов объяснил так: «В процессе создания спектакля важно было найти музыку, которая бы четко констатировала разделение земного и потустороннего бытия героев, контраст между жизнью с её радостями, надеждами (Антонин Дворжак) и неумолимой смертью (Эцио Боссо). Высокая христианская идея вечной жизни как награды за светлый земной путь закладывалась постановщиками при выборе экспрессивно-выразительной музыки Эцио Боссо и романтически-просветленной в финале – Рихарда Вагнера».Также в спектакле звучит современная музыка духовника православной общины в Грузии схиархимандрита Серафима (Бит-Хариби), которая исполняется на новоарамейском языке, близком тому, на котором говорил Христос. Глубокое пение на древнем языке звучит во втором действии балета, в сцене Чистилища, в которой Данте и его проводник римский поэт Вергилий будто готовит главного героя ко встрече с любимой Беатриче и их восхождение в Рай.В постановке задействована большая часть балетной труппы театра. Даже условно кордебалетные артисты наделены конкретными ролями-образами. В двух премьерных спектаклях 25 и 27 июня партии главных героев исполнили солисты балета Национальной оперы Украины Денис Недак и Никита Сухоруков (Данте), Татьяна Лезова и Ольга Голица (Беатриче), Ярослав Ткачук и Виталий Нетруненко (Вергилий).