Киево-Могилянская академия переживает мощнейшие трансформации – и.о. президента НаУКМА Гуменная/Реформирование популярного столичного вуза не останавливается
Киево-Могилянская академия переживает мощнейшие трансформации – и.о. президента НаУКМА Гуменная/Реформирование популярного столичного вуза не останавливается

Киево-Могилянская академия переживает мощнейшие трансформации – и.о. президента НаУКМА Гуменная/Реформирование популярного столичного вуза не останавливается

Один из старейших и самых популярных высших учебных заведений Украины - Киево-Могилянская академия, уже больше года остается без руководителя. Многочисленные конкурсы пока не дают ожидаемого результата, а временное исполнение обязанностей президента вуза положили на кандидатку экономических наук, декана факультета экономических наук Александру Гуменную. Госпожа Гуменная также планирует участвовать в следующих выборах на пост президента НаУКМА. "Апостроф" встретился с Гуменной, чтобы узнать, что ее привело в Могилянку, какие инициативы удалось внедрить на посту и.о. президента, как университет справляется с дистанционным обучением, и каким будет выпуск-2021. А также, какие дальнейшие планы для развития вуза, и сколько времени на это потребуется.

- С чего началась ваша работа в Киево-Могилянской Академии?

- Моя официальная история в Киево-Могилянской Академии началась в 2008 году. Я попала сюда по приглашению моей коллеги, с которой ранее работала в Академии муниципального управления. Она порекомендовала меня на кафедру временно занять ее место, поскольку сама шла в декрет. Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. Так я здесь и осталась.

А неофициальная история началась значительно раньше. Мой отец преподает здесь еще с начала 2000-х годов на кафедре экологии. Для студентов этой специальности предусмотрена летняя практика в Карпатском биосферном заповеднике, куда он забирал с собой моих детей. Им там очень нравилось, особенно старшая дочь Настя была просто в восторге, и по приезду рассказывала множество интересных историй.

Позже она с интересом слушала как студенты вели дискуссии, в частности на политические и экономические темы - это как раз был период после Оранжевой революции. И вот тогда она сказала мне, что будет поступать в Киево-Могилянскую академию. Она еще не знала, на какую специальность, но уж точно была уверена, что именно в это вуз.

И когда в 2008 году мне поступило предложение пойти работать в Могилянку, это для меня было настолько понятным и очевидным, и я решила попробовать свои силы.

Я пришла доцентом на кафедру маркетинга и управления бизнесом, а также выполняла обязанности заместителя декана факультета экономических наук. В 2010 году мне предложили стать деканом по работе со студентами. Это был очень интересный опыт - моя работа заключалась в решении конфликтных ситуаций, налаживании коммуникаций, развитии студенческой жизни, студенческого самоуправления, различных организаций и прочее.

За три года моего пребывания на посту нам удалось выстроить полную координацию с факультетами Академии, с которыми мы развивали студенческое самоуправление, создали много студенческих организаций. А в 2013 году я уже подала свою кандидатуру на выборы декана факультета экономических наук, где победила и работала пока не стала и. о. президента НаУКМА.

За это время моя старшая дочь Анастасия уже успела закончить университет, а в этом году выпускается и младшая дочь. Настя тут даже нашла свою судьбу, вышла замуж за однокурсника, сейчас у них подрастает маленький сынишка. И она всегда шутит, что и мой внук также пойдет учиться в Могилянку. Такая вот династия.

И это на самом деле мотивирует. И это не о материальном, это определенные исторические, родственные, духовные, опытные вещи, которые связывают меня с Могилянкой и побуждают развиваться самой и развивать университет.

- Вы много работали со студентами, интересные истории можете вспомнить, какие неординарные проблемы приходилось решать?

- Много было всего. Были и комические конфликтные ситуации, например, когда разбирали ситуацию в общежитии из-за нарушения правил проживания. Тогда студенты расписали стены нецензурными словами и один из причастных написал объяснительную записку: "Мы сидели с ребятами на кухне, пили чай. Потом я потерял сознание, а когда пришел в себя, надписи на стене уже были. Кто это сделал - не знаю, потому что принимал в этом участие не сам".

Конечно, мы посмеялись, и я помню, как мы все умели разрядить такие конфликтные ситуации юмором. У нас даже была идея, издать сборник пояснительных записок от студентов, мне всегда нравилось их читать. А вообще, я сторонница компромиссов, и мы всегда пытались обсуждать каждую ситуацию и заслушивать разные стороны конфликта.

Бывали случаи, когда наши студенты выходили на акции протеста, помню, в 2012 году они выступали против застройки Гостиного двора под торговый центр, и некоторых активистов полиция забирала в райотделы. Эти проблемы мы также решали. Это происходило в период режима Януковича, не так было легко, но университет всегда становился на защиту своих студентов.

- Вы сейчас занимаете должность и. о. президента Киево-Могилянской академии, что уже успели сделать на новой должности?

Да, с 6 апреля я назначена Приказом Министерства образования и науки. Конечно, чтобы двигаться дальше, нужно проанализировать текущую ситуацию. Мне помогает то, что деканы факультетов привлечены к большому количеству управленческих процессов, что на самом деле облегчило вхождение в новую роль. Погружение в определенные юридические и финансовые процессы требует времени, чтобы понять университет как систему.

Конечно, работа в университете не останавливалась и не останавливается ни на минуту. Еще в прошлом году были начаты моими коллегами, а сейчас активно продвигаются, два сверхважных проекта.

Это, в первую очередь, проект "Трансформация НаУКМА через диагностику". В рамках проекта проводится анализ стратегии системы управления учреждением, системы управления финансами, персоналом, а также анализ эффективности административной и организационной структуры университета. По итогам исследования будет разработана дорожная карта изменений и инструменты их внедрения, сформирована целевая модель управления и определены точки развития. В процессе диагностики предполагается анализ национального законодательства о деятельности университетов и разработка рекомендации необходимых изменений в законодательстве для повышения эффективности деятельности высших учебных заведений. Проект предусматривает подготовку и распространение рекомендаций для других украинских университетов, которые идут по пути трансформации.

Важно отметить проект "Оценка коррупционных рисков и разработки антикоррупционной политики", главной целью которого является содействие развитию и утверждению культуры академической добропорядочности, и формированию антикоррупционного мировоззрения среди всех причастных к сообществу академии.

По нынешним инициативам, то я понимаю, что в приоритете руководителя в современных условиях является забота о здоровье и благополучие всех Могилянцев. Поэтому Академия одна из первых системно начала процесс вакцинации преподавателей и сотрудников. Другой важной инициативой является медицинское страхование для сотрудников, преподавателей и студентов НаУКМА и сейчас уже работает рабочая группа над этим вопросом. Внедрение данного проекта является социальной ответственностью организации. Сейчас мы ищем источники финансирования, чтобы не выделять университетские ресурсы, это должен быть проект государственно-частного партнерства.

Во-вторых, крайне важно перейти к новой системе коммуникаций. И, очевидно, - это разработка коммуникационной стратегии НаУКМА по плану, которым должна руководствоваться Могилянка при коммуникации с различными целевыми аудиториями - внутренними и внешними. Это важно, как для нашего позиционирования как бренда, преимуществ обучения в НаУКМА, успешного фандрайзинга, так и для формирования корпоративной культуры.

Чтобы обеспечить прямую и эффективную коммуникацию, мы создали форму на сайте для вопросов от всех Могилянцев, где каждый может задать вопрос, пожелания, рекомендации и.о. президента или другим и получить ответ.

Одним из самых популярных вопросов является: в каком формате будет происходить выпуск? И мы сейчас планируем общую университетскую церемонию провести онлайн, а факультетские - офлайн.

После выпуска уже не за горами будет начало нового учебного года и, конечно, преподавателей и студентов интересует в каком формате будет начало нового года, поэтому создана и активно работает рабочая группа для разработки предложений по началу следующего учебного года. Есть оптимистический и пессимистический сценарии, учитывая то, какой будет ситуация с коронавирусом в стране. Пока думаем над смешанным форматом обучения, который позволит первым курсам, в первую очередь, посещать семинарские и практические занятия, а лекции оставить онлайн.

По развитию потенциала наших студентов, мы акцентируем внимание на студенческих инициативах, так как именно они разрабатывают большое количество проектов для Могилянки, для ее развития. И кто, как не они, знают, что лучше всего должно быть реализовано для университета.

Следует упомянуть проект о Могилянском открытом хакатоне для студентов и молодежи "Яркие идеи будущих лидеров. Энергетика. Экология. Общество", финал которого состоялся 3 июня. Проект, который дал возможность не только студентам из НаУКМА, но и различных высших учебных заведений, протестировать собственные идеи и помочь в модернизации страны. Это конкурс новаторских идей среди студенческой молодежи. Цель хакатонов - собрать инновационные разработки в сферах экологии, энергетики, общественно-ориентированного предпринимательства и способствовать их практической реализации. Этот проект мы планируем реализовывать в дальнейшем.

Если говорить о финансовом развитии Академии, образно мы видим университет как платформу для взаимодействия 4-х сторон - бизнес-образование-наука-общество, модель, которая нашла свое отражение в ведущих университетах мира и которую я намерена реализовать в НаУКМА. Именно в такой модели образование осуществляется через научные исследования и реализацию совместных проектов, где заказчиком выступает именно бизнес. Для внедрения этой модели Могилянка уже имеет кадровый интеллектуальный потенциал и это самое важное.

Точкой роста для высших учебных заведений являются инновационные подходы привлечения талантливых студентов, и мы имеем концепцию создания креативного хаба и научного парка уже в ближайшем будущем. Могилянка также может гордиться большим количеством научных центров, но которые планируем объединить под одним "зонтиком". Такая модель управления научной деятельностью поможет взаимодействовать различным центрам и способствовать синергетическому эффекту. Благодаря такой синергии, будет возможность создавать междисциплинарные проекты, исследования и получать финансовую поддержку международных доноров.

Стоит добавить, что мы задумываемся над институализацией патентования интеллектуальной собственности именно в университете. Это очень важно, ведь в мире уже говорят, что есть прямая связь между количеством патентов и уровнем ВВП в стране. Это то, что может дать высокие показатели, как в международных рейтингах для университета, так и для страны.

И напоследок хочется вспомнить об инициативе, которую планируем реализовать - это "Инновационная экосистема устойчивого развития". Это открытая система интеграции в процессы устойчивого развития заинтересованных сторон - личностей, компаний, инвесторов, общин, муниципалитетов, учебных заведений. Проект предусматривает развитие социальных коммуникаций через объединение заинтересованных сторон в целях создания, реализации и увеличения экономически обоснованных эко-ответственных проектов, которые будут способствовать обеспечению устойчивого развития.

- Кстати, как удалось выстроить дистанционную работу? С какими проблемами сталкивались и как сейчас проходит процесс, что, по вашему мнению, нужно было бы еще доработать?

- Это был мощный вызов, и очень сложно было в начале пандемии. Но хочу сказать, что в Могилянке создана внутренняя платформа для электронного обучения. И нас мотивировали еще до начала карантина наполнять эту платформу материалами, использовать в учебном процессе, но мало преподавателей использовали возможности этой платформы.

Но когда начался карантин, мы поняли, что выхода нет. И Центр электронного образования начал очень быстро вводить людей в курс дел, проводились тренинги для обучения коллег для того, чтобы понять все возможности этой платформы. Это дало возможность овладеть множеством новых инструментов для дистанционного обучения. И сейчас пытаемся сложные задачи сделать более интересными, неординарными и удобными через онлайн-платформы.

Но барьеры все равно присутствуют, например, старшим преподавателям труднее осваивать эти новые технологии. Не всем, но есть такие. Еще одним из крупнейших вызовов был вопрос, как провести практическое занятие, например, по химии или физики. И преподаватели искали варианты, снимали видео, искали их в интернете, и пытались двигать этот процесс.

- Сколько времени нужно для реализации всех этих проектов? Год, пять, может десять?

- На самом деле много работы уже осуществлено совместно с коллегами. Стоит понимать, что важным сейчас является управленческий учет затрат, чтобы, в частности, обосновывать предложения по стоимости обучения или иных потребностей. Я вижу, что кое-что нужно систематизировать, объединить, сделать анализ бизнес-процессов, хотя университет и не является бизнес-структурой, но должно быть взаимодействие в университете всех цепей, которые обеспечивают его деятельность. Ведь, с одной стороны, университет является государственным учреждением, а с другой - нам не запрещено создавать такие бизнес-единицы как научные парки, технопарки и тому подобное. Поэтому то, что уже сделано, нам необходимо просто систематизировать, запустить этот стартап на рынок и работать.

Думаю, что в пределах пяти лет можно достичь все заявленные цели, а даже больше, если поставленные задачи будут подкреплены соответствующими прозрачными и ответственными действиями, количественными и качественными результатами, которые, как и сообщество Могилянки, так и все стейкхолдеры смогут почувствовать.

Теги по теме
реформа
Источник материала
loader
loader