Банкинг поколения Z. Как молодые украинцы пользуются банковскими услугами
Банкинг поколения Z. Как молодые украинцы пользуются банковскими услугами

Банкинг поколения Z. Как молодые украинцы пользуются банковскими услугами

Что особенного предлагают банки своей аудитории из поколения Z?

У восемнадцатилетнего Максима, столичного студента, уже было две банковские карты. При этом молодой человек ни разу не посещал отделение банка. Первую карту он заказал онлайн в 16 лет и получил в точке выдачи в торговом центре. Для этого ему было достаточно скачать приложение и отсканировать паспорт и идентификационный код. Банковский "пластик" для юноши скорее выступает как сувенир, ведь рассчитываться ему удобнее iPhone с помощью Apple Pay. Вторую карту одного из новых интернет-банков Максим оформил по приглашению друга и получил за это кешбэк. Воспользовавшись несколькими привлекательными акциями с кешбэком, эту карту он вскоре отдал своей младшей сестре-школьнице, которая привязала ее к Google Pay и теперь также рассчитывается смартфоном.

Первый шаг в банк

Карта — базовый банковский продукт, с которого у многих молодых начинается путь к финансовым услугам. Студенты бюджетной формы обучения получают карту для выплаты стипендии. Чтобы охватить эту аудиторию, банки стремятся заключать договоры с вузами, а также раздавать "пластик" бесплатно на музыкальных фестивалях, уделяя особое внимание дизайну, задача которого — привлечь внимание молодых.

Впрочем, банки опережают родители — они сами предлагают детям карты, привязанные к своему банковскому счету. Как показал опрос Фокуса, банковскими картами дети пользуются уже с младшего школьного возраста.

"Первую карту оформила дочери, когда ей было 12 лет. Заказывали с помощью чат-бота, и уже через пять дней получили молодежную карту Ощадбанка, — рассказывает Анжела Войт из Кривого Рога. — Дочери понравилось, что есть мобильные приложения. С их помощью в конце каждого месяца она анализирует расходы. Это пригодится во взрослой жизни, а пока самая большая статья затрат — лакомства".

Поколение Z — аудитория очень требовательная, и не прощает ошибок в банковских приложениях. Им нужна круглосуточная поддержка и доступ к ней из любой точки мира

менеджер по развитию бизнеса senseit.solutions
Ирина Белоцерковец

С помощью банковских карт подростки могут не только осваивать безналичные расчеты и учиться анализировать расходы, но и делать первые накопления.

"Мой старший сын, которому я оформила детскую карту monobank, сделал там "Банку" и недавно собрал себе на наушники", — рассказывает Марина Кучеренко из Львова, мать двоих сыновей.

Для родителей карта — инструмент финансового воспитания и поощрения детей.

"Мой 14-летний сын Никита уже года три имеет карточку ПриватБанка, которая привязана к моему аккаунту. Он использует ее для накоплений, получая от родителей "зарплату" и подарки, а также для расчетов в интернете и магазинах. Хотя я вижу все его расходы, сын привык, что фактическое решение принимает сам", — рассказывает предприниматель из Киева Виктор Прудковских. По словам собеседника Фокуса, его сын настолько не любит наличные, что ему приходится объяснять необходимость держать в кармане на всякий случай хотя бы небольшую сумму.

Вырастить клиента

Детские карты в Украине предлагают Ощадбанк, ПриватБанк, Райффайзен Банк Аваль, Универсал Банк (monobank), банк "Глобус" и др. Привлекая юных клиентов, финучреждения мыслят стратегически, ведь школьники, которые сегодня распоряжаются в основном небольшими карманными деньгами, завтра могут сделать успешную карьеру и открыть прибыльный бизнес, перейдя в иную категорию клиентов.

Молодую аудиторию банки не просто привлекают, но и воспитывают. Например, программа обучения финансовой грамотности ПриватБанка для детей и подростков включает несколько уровней: обзорные мероприятия (экскурсии в отделения или головной офис), практическое обучение (пользование банковской картой под контролем родителей), а также специализированные курсы и программы — школа финансовой грамотности "ЮниорБанк" и олимпиада "Финансовый гений".

Сегодня карты родители оформляют детям в возрасте 9–10 лет. Юные пользователи таким образом учатся финансовой грамотности, осваивают азы банкинга

Школа "ЮниорБанк" сначала представляла собой цикл тренингов по финансовой грамотности, которые проводились в обучающих хабах на базе отделений. С 2019 года заработала онлайн-платформа.

До пандемии коронавируса Райффайзен Банк Аваль также активно организовывал офлайн-мероприятия и семинары по обучению финансовой грамотности. Но теперь и этот банк переключился на вебинары.

В Ощадбанке вопросам финансовой грамотности уделяют внимание в рубрике "#яумамыфинансист" на канале банка в Youtube. В видео доступно и с юмором детям рассказывают о банковских продуктах и сервисах. Обучать основам финансовой грамотности пользователей карты банка помогает геймификация (применение игровых механизмов в неигровых процессах). Клиенты участвуют в веселых викторинах (онлайн-опросах с демонстрацией результата) и специальных акциях.

Запросы растут

Как отмечают в Райффайзен Банке Аваль, современные дети очень продвинуты в финансовых вопросах. К 25 годам многие молодые люди имеют более чем десятилетний багаж использования банковских продуктов и становятся требовательными клиентами.

"В банковском приложении больше всего раздражает саппорт (техподдержка), который отвечает раз в несколько минут, и нужно постоянно быть у телефона, чтобы не пропустить их ответ, — делится пользовательским опытом 25-летняя киевлянка Анастасия Гуменюк. — Иногда советы выглядят очень глупыми, как будто саппорт сам не знает, как помочь с моим вопросом. Лучше работают специалисты, к которым я обращалась лично в отделении или по телефону. Хотя и это еще тот квест". Банковскими картами собеседница Фокуса пользуется с 16 лет, а сегодня кроме зарплатной карты у нее есть "пластик" класса Gold.

Банкинг поколения Z. Как молодые украинцы пользуются банковскими услугами - Фото 1
СКОРОСТЬ И УДОБСТВО. Молодые банковские клиенты предпочитают расплачиваться не картами, а смарт-часами или смартфоном
Фото: Getty Images

"Эта аудитория очень требовательна и не прощает ошибок в банковских приложениях. Им нужна круглосуточная поддержка, так сказать, 25 часов в сутки и восемь дней в неделю, и доступ к ней из любой точки мира", — обобщает ожидания от банковских продуктов поколения Z Ирина Белоцерковец, менеджер по развитию бизнеса компании senseit.solutions.

Завоевать и покорить

Как отмечает Белоцерковец, для зумеров деньги выступают не самоцелью, а инструментом и средством для существования. Соответственно, банковские продукты должны максимально упрощать процесс получения тех благ, которые важны для таких людей. В частности, кешбэки для поколения Z — это круто и весело. С другой стороны, бюрократия, которая сопровождает использование банковских продуктов, ими презирается.

По достижении 18 лет зумерам доступны другие банковские продукты — депозиты, а также кредиты. Многие банки готовы оформить кредитку быстро и без подтверждения доходов

Вряд ли детскую и юношескую аудиторию можно завоевать традиционными способами, запустив, к примеру, рекламную кампанию на телевидении или в СМИ.

"Это поколение предпочитает мессенджеры и соцсети. Для них очень важны визуальная составляющая контента и неформальное общение. Для поколения Z имеет значение, как их инфлюэнсеры [лидеры мнений] относятся к продукту, поэтому коллаборация с ними для продвижения, равно как и видеоконтент, просто необходимы. Коммуникации — от рекламы до клиентского сервиса — должны быть искренними, так как это поколение чувствует фальшь", — рассказывает Ирина Белоцерковец.

Среди интересных проектов она выделяет monobank — проект online-банка без отделений Универсал Банка и Fintech Band. Команда monobank проводила целенаправленные промокампании, рассчитанные на молодых пользователей, начиная со стадии запуска. В результате по итогам 2020 года наиболее многочисленной группой клиентов monobank были 23-летние украинцы.

В борьбу за молодежь также включились традиционные банки.

"Несколько лет назад мы сфокусировались на привлечении молодой аудитории, чтобы изменить исторически сложившийся образ Ощадбанка как банка для клиентов старшего возраста", — говорит Антон Тютюн, член правления Ощадбанка. Так банк начал формировать узнавание бренда в тех коммуникационных каналах, где подростки наиболее активны: TikTok и Instagram. Маркетинговое продвижение карты Ощадбанка для детей и подростков "ЛАЙК’Ю" предполагало диалог как с детской, так и с родительской аудиториями. С юным поколением говорили на языке эмоций, а к родителям обращались, апеллируя к рацио. Амбассадором карты в рекламной кампании стала популярная среди детей и знакомая их родителям группа "Время и Стекло", а позже — ее солистка Надя Дорофеева. Как отмечает Тютюн, интерес к новому продукту превзошел ожидания — карты выпускают очень активно.

Школьникам — карту

Одно из главных отличий детских карт — родительский контроль. Как отмечают в ПриватБанке, карта оформляется только с согласия и по поручению одного из родителей (официальных представителей) ребенка в возрасте от шести до 17 лет включительно. Такая карта имеет отдельный счет, но родитель может управлять им в своем интернет-банкинге — устанавливать лимиты на снятие наличных или оплаты в магазинах, отключать или включать возможность оплаты в интернете. Родитель также получает уведомления об операциях по карте ребенка и в один клик может заблокировать счет в случае подозрительной активности.

Важно Рейтинг надежности украинских банков 2021. Основные риски и новые возможности

В monobank один из родителей также может видеть выписку по детской карте и управлять доступностью и лимитами на снятие наличных, пополнение карты третьими лицами, переводы на другие карточки, покупки в онлайн-играх, расходы в кафе и на развлечения.

Детские карты — вполне самодостаточный финансовый продукт. Такими картами можно оплачивать покупки, пополнять их в терминалах, снимать деньги в банкомате, использовать Apple Pay или Google Pay. Единственное, что недоступно, — оформление кредитного лимита.

Первые кредиты

На кредит в банке молодым клиентам можно рассчитывать после наступления совершеннолетия. Обзвонив горячие линии нескольких банков, Фокус выяснил, что у заемщиков от 18 до 25 лет есть шансы получить потребительский заем.

Чтобы получить молодую лояльную клиентскую базу, банки активно развивают "детские карты", что привязаны к счету одного из родителей

В ПУМБ кредиты наличными и кредитные карты доступны с 18 лет при условии трудоустройства не менее трех месяцев на последнем месте работы (официально или неофициально). Альфа-Банк может выдать кредитку трудоустроенным клиентам старше 21 года, кредит наличными — с 25 лет. В Идея Банке клиентам 21–23 лет наличные дают в кредит при условии официального трудоустройства, а после 23 лет возможна неофициальная занятость. Работающий на полставки студент соответствующего возраста с регулярным доходом может получить положительное решение во всех банках. В ПриватБанке Фокусу подтвердили, что клиентам моложе 25 лет часто открывают кредитный лимит по картам и лимит по оплате частями.

Как отмечает Антон Тютюн, получить кредит в Ощадбанке может гражданин, которому исполнилось 18 лет, но не все в таком возрасте соответствуют критерию платежеспособности. Поэтому среди молодежи ипотечные и автокредиты в Ощадбанке в основном получают моряки и IT-специалисты. Многие финучреждения и вовсе предлагают ипотеку только тем, кто старше 25 лет.

Важно Касса в смартфоне. Чем отличаются банковские интернет-сервисы и как их использовать безопасно

Как отмечает Ростислав Кравец, адвокат, старший партнер АК "Кравец и партнеры", 18-летним гражданам без разрешения родителей кредиты в основном выдают микрофинансовые организации (МФО). Зачастую это оборачивается проблемами для семьи. Например, родители 18-летнего Ивана Кузьмука из Киевской области (имя изменено) узнали о том, что их сын задолжал нескольким МФО 60 тыс. грн только после того, как им начали присылать СМС с угрозами и оскорбительные коллажи. За долги сына заплатили родители.

Опыт поколения Z

Марк Геращенко, 12 лет

Банкинг поколения Z. Как молодые украинцы пользуются банковскими услугами - Фото 2
Марк Геращенко, 12 лет: "Сколько денег осталось на карте, я могу посмотреть в телефоне с помощью приложения"

Когда у нас в школе отремонтировали столовую, там появилась возможность платить не только наличными деньгами, но и картой. Чаще всего карточка нужна мне для покупок воды, какао, печенья, когда я иду домой из школы вместе с друзьями. Иногда покупаю канцелярские товары и книги. Пару раз делал покупки в интернете. Если мне не хватает денег, я могу позвонить родителям, и мне пополняют счет. Сколько денег осталось на карте, я могу посмотреть в телефоне с помощью приложения.

Иван Жадан, 15 лет

Банкинг поколения Z. Как молодые украинцы пользуются банковскими услугами - Фото 3
Иван Жадан: "Карту ни разу в руках не держал с тех пор, как мне ее выдали"

В этом году мне выдали карту. Она привязана к маминой карте. Была как-то ситуация, когда мне нужна была помощь, и мама при поддержке кол-центра банка смогла быстро решить вопрос. В целом мне все нравится. Я пользуюсь Google Pay. Карту ни разу в руках не держал с тех пор, как мне ее выдали. Удобно, что есть услуга "копилка". Мы так настроили, что остаток уходит в копилку, и у меня наконец-то получается копить деньги. У меня есть мечта, на которую я коплю.

Дарина Скуз, 19 лет

Банкинг поколения Z. Как молодые украинцы пользуются банковскими услугами - Фото 4
Дарина Скуз: "Я постепенно отхожу от кеша вообще"

Мне предложили работу тренера в клубе для любителей фигурного катания. Для работодателя были принципиальны оформление по договору и выплата "белой" зарплаты. Поэтому у меня появилась первая банковская карта. Очень скоро она оказалась необходима не только для получения зарплаты. Я постепенно отхожу от кеша вообще. Отдать кому-то деньги, купить, оплатить развлечения — все это гораздо удобнее с картой. Не нравится то, что не всегда удобно расположены банкоматы и терминалы. Нравится удобное приложение.

Теги по теме
Банк кредит
Источник материала
loader
loader