Сначала cottagecore и dark academia, а теперь — католицизм. Все верно: журналистка i-D Биз Шерберт утверждает, что униформа католических школ стала новой любимой эстетикой интернета.
Хотя внешне все альтернативные стили отличаются, у них есть одно общее: желание "отвергать современность и сохранять традиции". Пускай это звучит как слоган праворадикальной организации, субкультуры вытеснили традиционную культуру. В том числе католицизм. Кажется, по количеству верующие действительно уступают представителям субкультур.
С тех пор, как мода переместилась в онлайн — сначала благодаря развитию технологий, потом — благодаря пандемии, — тренды сменяют друг друга гораздо быстрее. И если дизайнерам конца ХХ века десятилетиями приходилось приучать клиентов к тому, что розовый для мужчин — это нормально, то сейчас они из сезона в сезон могут продавать мужские топы в стразах Swarovski, как это делает Людовик де Сен-Сернен. Эди Слиман в Celine остается верен эстетике e-girl, а бренды вроде Mach&Mach предпочитают “бимбо” с розовым цветом и блестками. Традиционалистов в моде остается куда меньше, да и говорят о них единицы.
Когда субкультуры вошли в норму, нон-конформистам пришлось искать новый способ выделиться. Цитируя Шерберт — одеваться, как “ученицы католической школы в постмодерне” (то есть в современности). Кроме школьной униформы с обязательной клетчатой юбкой, они носят платья в бельевом стиле и массивные кресты (как Мадонна в эпоху Like a Virgin). Платья в цветочек граничат с черными аскетичными юбками пол для похода в церковь.
Воплощением альтернативного католицизма образца 2021 года стал бренд Praying. Их бикини с надписью “Отец, сын и Святой Дух” вы могли видеть в инстаграме. На вещах также появляются библейские стихи, принт с изображением Анджелины Джоли и надпись “любимица Бога”. Но настоящие христиане могут этого не оценить.
Люди обращаются к Богу во времена трудностей. Возможно, ковид натолкнул многих на то, чтобы вернуться к религии — или хотя бы пересмотреть фильм “Колдовство” 1996 года, действие которого происходит в католической школе. Либерти МакАнена, исследовательница моды и архивистка из Лондона, считает, что интерес к альтернативной моде отражает стремление миллениалов и зумеров к поиску смысла. И если раньше эту функцию исполняла религия, то сейчас это делает мода.
"Учитывая нестабильность, с которой сталкиваются многие молодые люди, возможно, именно с этим связан астрологический бум последних нескольких лет, и даже популярность философских и конспирологических мем-аккаунтов".
Кто-то выбирает поход в церковь, кто-то — к астрологу.
Правда, Либерти говорит, многие используют католицизм исключительно для имиджа: “Религиозные символы ассоциируются с чем-то хорошим. Это может привлекать молодых людей, которые чувствуют, что должны поддерживать все более высокий статус в соцсетях".
Джейсон Стейдл, католический теолог и преподаватель в колледже Св. Иосифа в Нью-Йорке это подтверждает: "Немногие молодые люди принимают [католицизм], кроме, может быть, из эстетических соображений, или в шутку, или, возможно, потому, что это дает им чувство принтия или комфорта".
Интерпретация традиций связана и с тем, что последние годы — в частности каденция Дональда Трампа — стала апогеем доминирования либерализма. И мир превратился в один большой мем. Когда-то "странность" могла быть средством сопротивления традиции, теперь же сама по себе стала традицией. По крайней мере, в США: там сенаторы катаются на скейтбордах и приходят на работу в Вашингтон в париках лилового цвета.
"Люди, которые носят четки, могут вообще не задумываться о христианстве, вместо этого ссылаясь на Лану дель Рей или Сару Мишель Геллар в фильме "Жестокие намерения", — говорит Либерти.
По крайней мере, в этот раз миллениалы апроприируют собственную западную культуру, и обвинить их в заимствовании могут только они сами.
Смотрите также: Все модные дома теперь выглядят одинаково. Их уничтожили зумеры.