"Переформатирование сети учреждений среднего образования, которое осуществляют местные органы власти, не приведет к массовому закрытию школ. Все 9-классники смогут вступить в 10 классы", - такое обещание еще в феврале дал министр образования Сергей Шкарлет после того, как в регионах стали появляться списки школ под оптимизацию, а родители старшеклассников подняли информационный бунт в СМИ и соцсетях. Тогда министру удалось локализовать пожар родительского негодования, но не потушить его полностью. Ведь сейчас, когда учебный год завершается, многим 9-классникам в их родных школах объявили, что набора в 10 класс со следующего года уже не будет: мол, ищите лицей. Что ждет реформу среднего образования в Украине - разбирался "Апостроф".
"Уютная" модель
В соответствие с законом "О полном общем среднем образовании", до 2027 года украинская школа должна быть разделена на три уровня: начальный, базовый и профильный. На начальном и базовом уровнях (1-9 классы) образование должны предоставлять гимназии (сегодняшние школы). 10-12 классы становятся профильным уровнем, который уходит из школ в лицеи, техникумы и колледжи.
По сути, это западная модель школьного образования, где есть профильная high school. Но зачем эта модель нужна нам? В теории, для того, чтобы качество образования стало лучше. Как это должно работать? К концу 9 класса ученик определяется, чем он хочет заниматься после школы: получать высшее образование или овладевать профессией. Если цель высшее образование, то нужно идти в лицей, где и профиль, и материальная база, и учителя "заточены" для того, чтобы выпустить подготовленного абитуриента. А если высшего образования в планах нет, зачем еще три года "греть" стул за партой, если можно завершить среднее образование, параллельно получив рабочую профессию в каком-нибудь техникуме.
Конечно, можно оставить все как есть, и доучивать старшеклассников в обычных школах (жили же 30 лет без реформы). Но в таком случае качество абитуриентов вузов будет страдать. Ведь, например, небольшие сельские школы не могут себе позволить содержать достаточный штат педагогов, чтобы хорошо подготовить старшеклассников к вузу. Грубо говоря, один большой лицей на несколько сел, где всем хорошо - это значительно лучше, чем несколько маленьких школ, где всем не очень хорошо.
Но это только модель, которая при переносе в украинскую реальность трансформируется в…
Образовательный хаос
Чтобы одни школы стали гимназиями, а другие лицеями, то в одних места нужно убрать (отменив набор в 10-е классы), а в другие добавить (по закону в лицее должно быть не менее четырех 10-х классов).
С первой частью этого домашнего задания чиновники справляются на твердую "пятерку".
"В нашей 153-й школе 10 класса в этом году не будет", - жалуется в соцсетях пользователь Татьяна Алексеева.
"В Киеве в Днепровском районе еще в прошлом году в части школ убрали 10-11 классы", - добавляет пользователь Дмитрий Горлин.
Алена Каптан рассказала "Апострофу", что специально переехала в село Дроздовка Черниговской области, и отдала своих детей в местную школу, чтобы ее не закрыли. Но это не помогло.
Иллюстративное фотоФото: Getty images
"В школе было 30 учеников и ее начали готовить к закрытию. Сельский голова организовал программу "Живе село", чтобы увеличить количество учеников и пригласили семьи с детьми. До конца года в школе было уже 50 учеников и количество детей увеличивается. Но решением сессии школу закрыли. Сейчас готовится иск в суд. А школа, которую закрыли, была очень хорошая, с ремонтом и автономным отоплением, дети занимают хорошие места на олимпиадах", - жалуется "Апострофу" Каптан.
А вот со второй частью плана реформы – созданием лицеев и добавлением в них мест для учеников 10-12 классов - у чиновников возникли проблемы.
"Девятиклассники сейчас нервничают, ведь в других школах мест не добавили и их не берут", - добавляет Татьяна Алексеева.
"Туманно сказали, что в 10 класс можно будет перейти в лицеи, которые в ходе реформы должны появиться и в которых будет только старшая школа. Насколько я знаю, таких лицеев пока нет не то что поблизости к месту жительства, но и в городе вообще", - отмечает киевлянка Дарья Янковская.
Почему так происходит?
"Просто на местах мало учебных учреждений, которые получили статус лицея", - поясняет "Апострофу" активистка и блогер Татьяна Борисенко.
"Действительно нужно нарабатывать сеть лицеев в зависимости от потребностей каждой территории", - соглашается образовательный омбудсмен Сергей Горбачев, комментируя ситуацию "Апострофу".
Те же школы, которые трансформируются в лицеи, по сути не меняются.
"В большинстве это опорные школы, которые просто остаются такими как раньше, или формально превращаются в школу II-III уровня. И на этой базе создать полноценный лицей, который будет вмещать в себя 5-8 параллелей десятых классов фактически невозможно. За два летних месяца нужно будет подготовить и нанять уйму учителей. А где их взять? А оборудование? А спортивная база? И на это все нужно время", - добавляет Татьяна Борисенко.
Украина не Канада
Но обязательное полное среднее образование в Украине, гарантируемое законом, никто не отменял. И, по большому счету, власти на местах обязаны обеспечить места в старших классах для всех детей, которые хотят продолжать обучение в 10-12 классах.
На практике, если такие места и появляются, то вдали от мест проживания детей. В какой-нибудь Канаде, где действует модель профильной high school, учеников довезет до отдаленной школы комфортный автобус. Даже в Киеве перевести ребенка из школы в школу проще. Но совсем другое дело, сменить школу в небольшом селе и поселке, где автобуса может и не быть.
"Чтобы возить детей в соседний поселок – Куликовку, детям нужно будет очень рано вставать и поздно возвращаться домой", - говорит Алена Каптан.
Фото: УНИАН
"При условиях ливня или метели можно даже не идти на остановку – не проедет автобус", - отмечает Алена Заглада.
"В некоторых школах вообще даже не говорят о тех автобусах. А по селам маршрутки ходят нерегулярно и стоимость проезда от 25 гривен", - говорит Татьяна Валигурская.
Сейчас в парламенте лежит законопроект № 4629-1, которым предусмотрено, что в лицеях должен быть организован подвоз учеников и педагогов или даже организован пансион, если время подвоза превышает нормы, установленные законодательством (эти нормы еще предстоит определить). Но пока этот законопроект принят только в первом чтении.
Школьное ВНО
Но даже если образовательные звезды сойдутся: местные власти создадут лицеи, обеспечат в них места и организуют подвоз детей, попасть учиться на эти места - еще один квест для детей и их родителей. Все дело в том, согласно статье 9 закона "О полном общем среднем образовании", зачисление детей в старшую школу происходит на конкурсных условиях. А разрабатывает и утверждает конкурсные задания сам лицей. То есть единых правил для всех нет. При таком положении вещей возникают существенные коррупционные риски.
Впрочем, в планах чиновников разработать единые для всех учеников правила вступления в старшую школу. Например, ввести ВНО.
"Да, в 10-й класс должен быть отбор. Это старшее профильное звено, где должны обучаться те, кто показал мотивацию и хорошие результаты в учебе. Но это вопрос не этого года. К этому нужно готовиться и вводить ВНО после девятого класса, чтобы оценивание было объективным", - резюмировал Горбачев.
Беспокоиться относительно ВНО родителям девятиклассников пока преждевременно. Ведь на внедрение такой формы перевода в 10-й класс уйдет по меньшей мере три года.
Не на часі
Как видим, украинская система общего среднего образования оказалась неготовой к реформе. Поэтому, по словам Сергея Горбачева, реорганизацию школ сейчас планируют отложить.
"Это решение сейчас будет уточняться. Сейчас ведет свою работу рабочая группа профильного комитета Верховной Рады и буквально на днях мы согласуем окончательные предложения по внесению изменений в закон. Предлагается отложить такую непродуманную реорганизацию, по крайней мере, на год или на два и дать возможность обсуждать громаде эти вопросы, - говорит Горбачев. – Например, мое предложение состоит в том, что основатель учреждения образования, чаще всего это местная власть, должен не позже чем за год сообщить о реорганизации, чтобы родители могли сориентироваться, решить, что им делать и выбрать учреждение образования".
А что же делать ученикам, чьи школы уже реорганизовали и отменили набор в 10-й класс?
"Тут необходимо обращаться в управления образования, писать заявления в управления с требованием обеспечить ребенку место обучения в десятом классе, ведь сейчас это право каждого десятиклассника", - советует Сергей Горбачев.
"Мест в учебных учреждениях должны добиваться не родители. У нас в Конституции записано гарантированное право на среднее образование. И Минобразования должно было бы позаботиться о том, чтобы это право было реализовано", - резюмирует Татьяна Борисенко.