Оппозиция Гонконга фактически потеряла легальные возможности для участия в политике после того, как Пекин изменил избирательную систему города.
Китай установил полный контроль над избирательной системой Гонконга, лишив местную оппозицию легальной возможности для участия в политике. Теперь специальным административным районом КНР смогут управлять только пропекинские патриоты. Корреспондент.net рассказывает подробности.
Гонконг, управляемый патриотами
Главным событием прошлого года в Гонконге должны были стать парламентские выборы, на которых антикитайская оппозиция имела хорошие шансы получить большинство.
В последние по-настоящему свободные выборы в Гонконге в местные советы во всех округах, кроме одного, победили кандидаты, выступающие за демократию. Это, вероятно, напугало Пекин и в последний момент власти отменили голосование под предлогом пандемии коронавируса.
Обеспокоенный также массовыми демонстрациями, штурмом парламента и ностальгией о периоде британского колониализма, к которым привел спорный закон о госбезопасности, направленный на подавление демократического движения в Гонконге Пекин, решил допускать во власть только "патриотов".
Напомним, что Великобритания вернула Гонконг под суверенитет Китая в 1997 году. До 2047 года ему гарантирована широкая степень свобод по формуле "одна страна - две системы". Английский язык остался официальным, гарантированы: свобода прессы, собраний и выражения мнений.
К примеру, в Гонконге, в отличие от остальных территорий КНР, открыто отмечают годовщину разгона демонстраций на пекинской площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Однако с 2014 года Пекин всячески пытался урезать автономию города, что становилось причиной массовых протестов.
Летом 2020 года в городе были созданы специальные силовые структуры по новому закону о госбезопасности и введена уголовная ответственность за преступления против нее: сепаратизм, подрыв государственной власти, террористическая деятельность и сговор с иностранными государствами или иностранными силами для совершения преступлений против государственной безопасности. Наказание - вплоть до пожизненного лишения свободы.
30 марта 2021 года постоянный комитет китайского парламента - Всекитайское собрание народных представителей - единогласно одобрил план реформы избирательной системы Гонконга, которая затрагивает нормы из приложения к Основному закону Гонконга (местной конституции).
Как пояснил официальный представитель комитета Чжан Есуй, цель реформы - улучшить избирательную систему города, обеспечивая следование принципу "Гонконг, управляемый патриотами".
Идею столь радикальной реформы поддержала также глава администрации города Кэрри Лам, подчеркнув, что этот принцип "фундаментальный для государственного суверенитета, безопасности" и стабильности Гонконга.
Ту же мысль высказал и зампред постоянного комитета ВСНП Ван Чэнь, отметив, что "в последние годы некоторые антикитайские силы и местные сепаратисты использовали лазейки в существующих избирательных нормах, чтобы продвигать идеи независимости".
Теперь в Гонконге меняется и без того сложная процедура выборов как главы автономии, так и парламента. В числе прочего, Пекин получил право вето, чтобы отстранять от участия в выборах в Гонконге неугодных кандидатов.
Предполагается создание специального органа, который будет определять, кто в принципе имеет право баллотироваться в депутаты. При этом решения квалификационной комиссии об отказе в допуске на выборы нельзя будет даже обжаловать в суде.
Кандидатов будут тестировать на знание Основного закона и автократичного закона о безопасности от 2020 года, который привел к протестам и осуждению со стороны западных демократических стран.
Согласно реформе, количество мест в парламенте Гонконга увеличится с 70 до 90. Впредь прямым голосованием будут избираться уже не 35, а только 20 депутатов.
40 депутатов будут назначаться лояльным Пекину комитетом, а остальные 30 - избираться из представителей определенных отраслей, которые традиционно также лояльны китайскому руководству.
Первые выборы по новым правилам состоятся в декабре 2021 года.
Эти реформы направлены на то, чтобы Гонконгом управляли только сторонники Пекина. Критики говорят, что это фактически означает конец демократии в Гонконге, поскольку в парламенте бывшей британской колонии теперь вообще не будет оппозиции.
Но по сути, избирательная система Гонконга уже была прогнута так, чтобы пропекинский лагерь никогда не потерял контроля над Законодательным советом, мини-парламентом города. Его главу уже назначает комитет, лояльный материковому Китаю.
Правда, сама глава Гонконга Кэрри Лам говорила, что оппозиционеры тоже могут быть "патриотами". Но если кого-то из них и допустят до выборов, то им останется бороться менее чем за треть мест в парламент. Две трети депутатов теперь будут гарантированно провластными и пропекинскими.
Оппозиции останутся только окружные советы. Но и это ненадолго: правила проведения муниципальных выборов определяются местным законом, который Законодательный совет может в любой момент поменять. Поэтому требование быть "патриотом" постепенно будет распространено и на муниципальных депутатов.
Из-за реформы США расширили список лиц, на которых наложены санкции из-за нарушения автономии Гонконга. Вероятно, Штаты уже никогда не восстановят особый режим торговли с городом, который они ввели на условии сохранения его самостоятельности.