Об этом заявила исполнительный директор Независимого антикоррупционного комитета по вопросам обороны (НАКО) Елена Тригуб во время пресс-конференции "Результаты Индекса DCI: Стал ли «Укроборонпром» прозрачным?" в Укринформе.
В Индексе оборонных компаний, разработанном глобальной антикоррупционной программой Трансперенси Интернешнл Оборона и безопасность (TI-DS), участвовали 134 крупнейшие мировые оборонные компании, среди которых одна украинская компания - ГК "Укроборонпром". В ходе определения индекса измерялась прозрачность и качество этических и антикоррупционных программ этих компаний.
Участие украинского предприятия в DCI в 2020 году Елена Тригуб назвала более удачной, чем первая попытка - в 2015 году, когда страну представляло ГП "Антонов". Она назвала ту попытку неудачной из-за отсутствия в то время необходимой информации о предприятии, каким образом осуществлялись антикоррупционные мероприятия и обеспечение прозрачности предприятия.
В 2020 году у Украины в лице ГК "Укроборонпром" были более весомые результаты в рамках DCI.
В целом, по словам Тригуб, из 134 компаний, которые также участвовали в оценивании, 97 получили неудовлетворительный индекс оценки прозрачности и борьбы с коррупцией.
"В этот блок большинства компаний попал и наш отечественный Укроборонпром. Предприятие получило всего 28 баллов из 112. Это низкий уровень (низкий уровень борьбы с коррупцией и обеспечения прозрачности - ред.). Но все равно, уже есть определенный прогресс", - отметила она .
Лучшие баллы получили компании Leonardo S/p/A, Италия - 103 и RayTheon Technologies, США - 85 баллов.
Аутсайдерами стали: CEA Technologies, Австралия - 0 и полугосударственная Zastava Arms, США - 2 балла.
Относительно участия в рейтинге ГК "Укроборонпром" Тригуб отметила, что есть факторы, которые объективно занижают оценку Укроборонпрома.
Так, в ходе DCI оценивались: руководство и организационная структура компании, находится ли руководство компании под антикоррупционным контролем, осуществляется ли в компании эффективный и этический надзор и применяется ли комплексная политика борьбы с коррупцией.
Она подчеркнула, что Укроборонпром получил практически самую высокую оценку по таким критериям как антикоррупционный контроль над руководством компании.
"Это такой уровень - государственный. И поскольку в нашей стране очень много внедрили антикоррупционных разных процедур, политик, то, конечно, здесь у Укроборонпрома самая высокая оценка. Наши коллеги оценили, что руководство компании находится под антикоррупционным контролем", - отметила Тригуб.
В то же время, по ее словам, относительно остальных факторов Укроборонпром не всегда мог показать реальное положение дел.
"Второй параметр - это внутренний контроль. Здесь уже хуже оценка, умеренный уровень. Здесь оценивалось, есть ли на предприятии антикоррупционная программа. У Укроборонпрома, конечно, она есть. Но здесь вопрос не к Укроборонпромк, а к тому, как вообще работает в государстве институт государственной тайны, как регулируется эта деятельность. И, конечно, она - очень закрытая, и будет такой, пока не будет комплексной реформы", - отметила Тригуб.
В то же время она обратила внимание на низкий индекс по поддержке в Укроборонпроме сотрудников - по обучению основам антикоррупционной этики, защите от давления, насколько работает система обличителей коррупции. Кроме того, по ее словам, низким остается индекс Укроборонпрома относительно конфликта интересов. Это, по ее словам, вызвано недостаточностью процедур по проверке таких конфликтов.
Индекс оборонных компаний (DCI), который был разработан глобальной антикоррупционной программой Трансперенси Интернешнл Оборона и безопасность (TI-DS), измеряя прозрачность и качество этических и антикоррупционных программ в крупнейших мировых оборонных компаниях, анализирует публичные обязательства открытости, политик и процедур оборонных компаний .
Мировые военные расходы в 2019 году составили более $1,9 трлн. Считается, что оборонная промышленность является одной из рисковых сфер для коррупции из-за огромного количества привлеченных денег, тесных связей между оборонными контрактами и политикой, а также чрезмерной секретности, в условиях которой работает сектор