Lead Project Manager компании LeoGaming Денис Рыков о том, как устроен рынок платежного процессинга и почему финтех-компании на этом рынке выигрывают конкуренцию у банков.
– Для чего бизнесу нужен платежный процессинг, какие задачи он выполняет?
Мировая тенденция массовой миграции в онлайн из года в год укрепляла свои позиции. Однако пандемия коронавируса ускорила все эти процессы многократно, даже в Украине, которую многие считают догоняющим рынком в сфере диджитал. А это не так. Сегодняшние реалии диктуют строгие, конкурентные условия, ввиду которых, владельцам бизнеса необходимо обратить особое внимание на платежную инфраструктуру, чтобы упростить, обезопасить и расширить возможности оплаты для клиентов. Условно говоря, именно такие задачи и выполняет процессинг.
– Что вообще представляет из себя платежный процессинг?
Это высокотехнологичная автоматизированная система, которая осуществляет обмен и обработку информации об операциях, проведенных в платежной системе. Иными словами, это технология "доставки" денег от покупателя к продавцу. Цель – обеспечить бизнесу прием и отправку денежных средств за доли секунд. Компании, связанные с процессингом, зарабатывают на комиссии за транзакцию. Комиссия за процессинг состоит из нескольких элементов: комиссия банка, комиссия процессингового центра и interchange fee (комиссия за межбанковский взаимообмен). Как правило, зависит она от типа бизнеса и оборотов в месяц и рассчитывается индивидуально.
– Кто ключевые игроки на рынке процессинга? Банки?
Действительно, на первый взгляд логичнее всего заниматься вопросами процессинга непосредственно банкам. Но рынок устроен иначе. Крупные банки стремятся имплементировать собственные платформы процессинга, включают этот сервис в свое предложение для обслуживания бизнеса, но они не первопроходцы в этом. В отличие от финтех-компаний, платежных сервис-провайдеров. Финтех-компании изначально специализировались на разработке таких продуктов, в то время как банки были заняты более традиционными задачами, а сейчас либо покупают технологию, либо пытаются создать ее самостоятельно на примере действующих протоколов.
– Как построить надежную инфраструктуру платежного процессинга?
Один из основных критериев, предъявляемых к современному процессинговому центру (ПЦ) – непрерывность работы. Нет транзакций – нет прибыли. Поэтому необходимо добиться реализации следующих принципов:
- Непрерывности авторизационного процесса: клиенты, совершая операцию в приложении, на сайте, в терминале или банкомате, должны иметь безусловную возможность воспользоваться своими средствами;
- Точности и своевременности процесса расчетов: для клиента должна быть прозрачна процедура движения его денежных средств;
- Безопасности всех процессов: для клиента недопустима компрометация персональных или финансовых данных.
Иными словами, системы ПЦ должны быть высоконадежными, резервированными, иметь запас по производительности и соответствовать стандартам безопасности.
– Каким должен быть функционал такого процессинга, чтобы он покрывал потребности бизнеса, и не был избыточным?
Бесперебойная работа процессинга – это, безусловно, "must have". Но на первый план выходят также гибкость и разнообразие предоставляемых сервисов. Платежные карты уже перестали быть самостоятельным продуктом и простым инструментом для расчетов в магазине или снятия денег. Они тоже цифровые – ведь вы явно оплачиваете покупки смартфоном, и, возможно, не так уж часто достаете вашу банковскую карту.
Банковские продукты все сильнее переплетаются между собой. Мобильные приложения становятся неотъемлемой частью единого продуктового пространства для клиента. С их помощью можно управлять своими средствами, получать и гасить кредиты, участвовать во всевозможных программах лояльности, оплачивать большую часть существующих услуг. Если добавить к этому обилие платежных методов, то мы получим новые серьезные запросы к процессинговым системам. На первом месте оказываются требования к возможности гибкой интеграции с различными внешними системами и постоянное повышение уровня технической поддержки.
– Какой объем инвестиций в такой процессинг необходим? От чего зависит сумма вложения?
Инвестиции в такой проект могут составить порядка 500 тыс. долл. Сюда входит закупка оборудования, аренда технических площадок и каналов связи, расходы на содержание всей инфраструктуры проекта на время разработки, пока он не приносит вообще никакой прибыли, а также затраты на лицензирование, рекламу и другие методы продвижения на рынок.
Объем инвестиций зависит от уровня услуг и специфики бизнеса. Создание лицензированного платежного агрегатора с набором актуальных сервисов и методов оплаты требует более грандиозных вложений. Такие процессоры являются прямыми эквайерами, и имеют статус принципиального члена Visa/Mastercard. Это позволяет им проводить обработку электронных платежей по кредитным и дебетовым картам от имени банка-эмитента. Благодаря прямому эквайрингу услуги онлайн-переводов становятся безопасней и удобней для компаний, принимающих оплату разными картами различных банков по всему миру.
– Какие ключевые тренды развития интернет-эквайринга в Украине, и как на него влияет рост мобильных платежей?
Если смотреть со стороны процессора через призму рыночных отношений – грядет изменение тарифной сетки. Давайте порассуждаем, почему так. Эквайер платит эмитенту комиссию в зависимости от статуса карты, а также способа приема оплаты, и эти факторы влияют на конечный размер комиссии. Чем выше статус карты – тем дороже обходится эквайеру обработка платежа по ней. Тенденции на рынке таковы, что премиальных карт в обороте уже достаточно много, и это ведет к увеличению себестоимости платежей для эквайера и, соответственно, тарифов для торговцев.
Тем не менее, существуют и льготные ставки, которые определяются в зависимости от MCC (Merchant Category Code или код категории продавца). Под него подпадают такие виды бизнеса, как фастфуд, транспорт, ЖКХ, государственные услуги, супермаркеты. В период пандемии эти сегменты получили новый всплеск активности.
На себестоимость эквайринга напрямую влияет в том числе и стремительно развивающееся разнообразие методов оплаты. Клиент может платить как посредством технологий Chip&PIN, так и бесконтактно с помощью NFC. Оплата может происходить без присутствия клиента (Сard Not Present transaction или CNP), в т. ч. по электронной почте, телефону (mail order/telephone order –MO/TO), а также через различные приложения, включая мобильные.
К CNP можно отнести и популярные в последнее время рекуррентные платежи – автоматические транзакции, которые осуществляются на регулярной основе. Например, подписка на стриминг-сервисы, продление страховки, ежемесячная плата за абонемент в фитнес-клуб и т.д. Этот тип оплаты основан на алгоритме токенизации. Токен предоставляется платежной системой карты — Mastercard или Visa. Он представляет собой уникальный идентификатор, аналогичный номеру учетной записи устройства в ApplePay или номеру виртуального счета в GooglePay, которые можно найти в приложении на смартфоне.
Разумеется, кто угодно не может прийти к платежной системе и получить токен чьей-либо карты для оплаты покупок. Поэтому сейчас в тренде создание токенизаторов (Token Service Provider), которые предоставляют решения "под ключ".
– Каковы перспективные ниши развития интернет-эквайринга? Приведите примеры.
Благодаря повсеместному распространению высокоскоростного мобильного интернета, и легкому доступу к смартфонам, рынки по всему миру переживают взрывной рост мобильных платежей, или же готовятся к нему. COVID-19 ускорил этот процесс, поскольку розничные торговцы все чаще обращаются к бесконтактным платежам. Если раньше ApplePay и GooglePay считались альтернативными вариантами, то сейчас это предпочтительные методы оплаты для 30% потребителей. Также новый виток развития получил инструмент оплаты с помощью QR-кода: все больше крупных компаний внедряют этот метод в свои мобильные приложения и на сайты.
Рекурентные платежи и двухстадийные оплаты все чаще становятся обыденностью для среднестатистического пользователя, потребность в этих методах растет с каждым днем. К сожалению, с появлением новых платежных решений увеличилось количество подозрительных операций. Соответственно, рынку нужны современные безопасные платформы, обеспечивающие гибкий фрод-мониторинг.
– Насколько прижились ApplePay / GooglePay в украинском ритейле, и каковы прогнозы дальнейшего роста этих сервисов?
Согласно статистике Google, больше половины поисковых запросов украинцы совершают с помощью мобильных устройств. Мы входим в ТОП-10 стран по количеству оплат кошельками ApplePay и GooglePay. Этот показатель будет продолжать неумолимо увеличиваться с совокупным годовым приростом около 30%. Уровень конверсии по операциям, совершенным с помощью мобильных кошельков, уверенно держится выше отметки 92%, что свидетельствует о доверии со стороны пользователей и высокой надежности платежных решений
– Расскажите, как процессинговым центрам выстроить сотрудничество с большими разработчиками игр и в чем нюансы таких проектов?
В сфере электронной коммерции важным преимуществом в работе с большой компанией всегда является масштабируемость и возможности. С другой стороны, большая корпорация очень долго принимает решение и не готова реализовать какой-то проект "здесь и сейчас". Вы можете работать над запуском приема платежей большой игры год или два: пока все договора будут подписаны, гарантии соблюдены, API изучены и проинтегрированы.
Поэтому такие компании в первую очередь ожидают от платежного партнера стабильности. Многообразие методов монетизации, качественное техническое и финансовое сопровождение, инициативная и оперативная реакция на рыночные изменения, прозрачная и открытая схема взаимодействия – все это в совокупности позволяет выходить на уровень крупных, социально значимых проектов. Да, это долгий комплексный процесс. Но результат того стоит.