1 февраля в возрасте 63 лет умер известный украинский театральный режиссер и продюсер Сергей Проскурня. "КП" в Украине" связалась с друзьями режиссера, и они рассказали, каким необычным человеком он был.
Евгений Лавренчук: Серый кардинал всего украинского искусства
- Мы познакомились с Сергеем, когда мне было 14 лет, - рассказывает "КП" в Украине" главный режиссер Одесского национального академического театра оперы и балета Евгений Лавренчук. - Это было во Львове, во время его подготовки к фестивалю "Гранди мистецтва у Львівській опері". Представьте себе, не имея юридической возможности, Сергей меня трудоустроил. Вот в этом он был весь! Каноны, правила - не для него. Работая менеджером на этом мероприятии, я заработал свои первые деньги. И познакомился с известнейшими представителями мировой культуры. Причем получалось так интересно: сначала я с кем-то из них запросто общался, а только потом узнавал - какой величины передо мной человек. Гидеон Кремер - первая скрипка мира, Ольга Швайгер из Варшавской оперы, Валерий Михайловский, Роман Виктюк и Ада Роговцева.
Вы знаете, Проскурня не был работником искусства, режиссером - он сам был искусством! И те, кто был рядом с ним, это прекрасно понимали. Мы все вчера не спали, потому что с его уходом каждый потерял частичку собственного бессмертия.
Знаете, можно любить человека за его спектакли или за то, как пишет книги, стихи или музыку. А его любили за то, что он был таким, каким он был. Он был жанром, который назывался "Сергей Проскурня". Он был аферистом! Нет человека в нашей среде, кому бы Сергей Проскурня не был должен денег. Всем! Но эта черта всегда меня приводила в восторг.
Он всегда шел впереди пространства и направлял это пространство так, как ему казалось интересным. Он был серым кардиналом всего украинского искусства. Все какие-то пресные должности в его биографии очень скоро заканчивались, потому что он был шире всего этого. Шире временных рамок, каких-то финансовых вопросов. Таким и должен быть Художник.
Таких людей, как он, в мире еще человека два-три, не больше. Для меня такие - кинорежиссер Рустам Хамдамов, мой друг, учитель, и Роман Виктюк, тоже мой учитель. Эти люди только делают вид, что они люди, а сами - не от мира сего.
К слову, Романа Виктюка для меня открыл именно Сергей Проскурня, сам того не ведая. Благодаря его проекту по ретроспективе спектаклей Виктюка я увидел работы Романа Григорьевича - их транслировал телеканал СТБ. С самим Сергеем мы еще тогда не были знакомы. Вот совсем недавно, на похоронах Виктюка, мы сидели рядом, и я рассказал ему об этом. Виктюк для меня начался с Проскурни, которого я еще тогда не знал лично. Эти спектакли перевернули всю жизнь 13-летнего мальчика, поставили душу на правильные пути жизни. Если бы я узнал, что сотворил что-то, что изменит жизнь одного13-летнего подростка, считал бы, что моя миссия в этом мире состоялась. А в жизни Сергея Проскурни я был далеко не один такой.
Его уход - это моя личная большая потеря. Как будто часть тебя оторвали и никогда не вернут… У нас не было частных встреч, долгих телефонных разговоров. Могли не видеться годами, а потом вдруг - что-то опять делаем вместе. В 2017 году он неожиданно пригласил меня стать главным режиссером на "Евровидении". Он был постановщиком этого песенного конкурса… Вся моя жизнь - это какие-то островки встреч с Проскурней.
|
Анна Липковская: Разбросал весь свой невероятный талант вокруг веером
- Я сейчас для вас вспомню эпизод, который вряд ли кто знает, - говорит театральный критик Анна Липковская. - Тогда Сергей работал в Союзе театральных деятелей, помещение которого находилось на Крещатике, в районе Центрального гастронома. Чтобы попасть в середину, надо было пройти деревянными лестницами, галереями. И вот я, как-то проходя эти лабиринты, застала такую картину: в комнате кругом разложены листы ватмана - на всех поверхностях, полу и по ним лазит Проскурня, прикладывая к каждому увядшие ирисы. Заметив мое удивление, невозмутимо стал объяснять, что, когда цветок начинает чуть подгнивать, оставляет на бумаге такой невероятный отпечаток. Потом он эти "картины" где-то развешивал, кому-то дарил.
Все, к чему притрагивался Проскурня, становилось артефактом, произведением искусства. Он и сам был ходячим артефактом. В какой-то момент стал появляться на публике в длинных сапогах и черной шинели, потом не расставался с бабочкой на рубашке, затем - с шелковым платком в кармане. Он умел так все закрутить вокруг себя, что в результате любой процесс, даже какие-то протокольные мероприятия, становились невероятным зрелищем. И это самое главное.
Можно говорить о многих вещах, которые он для нас открыл - фестивали "Червона рута", "Вивих", совершенно безумное "Мистецьке Березілля" (фестиваль, куда приглашались театральные коллективы со всего мира. - Прим. ред.), благодаря которому мы в Украине столько всего увидели. Благодаря ему мы видим Нигояна (Сергей Проскурня познакомился с ним по время Евромайдана, где снимал сюжеты для своего проекта "Наш Шевченко" к 200-летию поэта. Режиссер и снял то самое видео, на котором погибший позже активист Сергей Нигоян читает отрывок из поэмы "Кавказ". - Прим. ред.). Это все Проскурня, который не сотворил себе при жизни какого-то памятника - не осталось его театра, учеников, которые могли бы сказать, что учились в школе Проскурни. Часто в долгах - потому что нередко делал проекты за свои средства. Он разбросал весь свой невероятный талант вокруг веером, и это отозвалось в наших душах.
|
Евгений Нищук: Имел честь с ним не только чай попить - немного и коньячку
- Это человек невероятной творческой энергии, креатива, - рассказывает нам экс-министр культуры Евгений Нищук. - Всегда был на одной волне с людьми разного возраста. Никто из молодых не мог сказать, что перед ними человек старше. Всегда восклицали: "Это какой-то фейерверк!"
Живой, чувствующий все субкультуры и течения - он невероятно ориентировался во времени. Даже больше - многое предчувствовал. Все проекты, которые он рождал, были очень европейскими, не имели советского наслоения. Открывали другой угол видения на те или иные события. Они были очень смелыми, даже провокационными. В его спектакле-трилогии "Тарас" я играл в одной из частей молодого Шевченко - очень интересная работа. Просто на каком-то метафизическом уровне у меня было ощущение присутствия самого Тараса Григорьевича - это заслуга Сергея. Он за ночь мог написать проект, сценарий, произведение - удивительные способности и невероятный талант!
Время от времени мы встречались - я имел честь с ним и чай попить, и не только чай, немного и коньячку. В личном общении это очень душевный, теплый человек. Рассказывал и о себе, переживаниях о старенькой маме. Он всегда находил время для поездок к ней в Черкассы, очень заботился: в больницу - из больницы. Когда она звонила, нежно восклицал: "О, моя уточка!" Так он ее любя называл.
Мы могли долго не видеться, но, когда встречались, не было ощущения, что прошло какое-то время. Он всегда искренне радовался встрече, тут же находились темы для разговоров - вспомнить, что было, или подумать о том, что будет. И эти моменты для меня были очень ценными.
|
Ольга Стельмашевская: Навсегда запомнила картинку - стоит Сережа с высоко поднятой авоськой апельсинов
- Я знаю Сережу со времен своего детства, - рассказывает нам директор PR-компании "Дель Арте"Ольга Стельмашевская. - Моя мама - пианистка Черкасского музучилища им. Гулака-Артемовского, где учился Сергей на альтиста. Она была его преподавателем по концертмейстерству, поддерживала во всех начинаниях, они дружили. В ее малюсеньком классе он впервые организовал свою выставку на тему творчества Сергея Параджанова. Это было время, когда он пересмотрел все его фильмы, позже - ездил к нему.
Потом он организовал театральную студию при училище и поставил как режиссер музыкальный спектакль "Муха Цокотуха". Эта работа - мои самые яркие детские впечатления! В одном из его спектаклей, к слову, я и сама принимала участие - в пять лет он меня вывел на сцену.
Когда после музыкального училища приехала в Киев, пригласил меня на работу. Все мои университеты - это работа, которая связана с Сережей. Можно прочитать миллион американских книг по пиару и маркетингу, но то, что я получила на практике, работая с Сергеем, несравнимо.
После театрального института трудилась у него в проекте "Мистецьке Березілля" - это было событие совершенно беспрецедентное в истории украинского театрального искусства. Те безумные идеи, которые Сереже удалось воплотить на 11 фестивалях, до сих никому не удалось превзойти. А еще была "Червона рута", фестиваль "Вивих".
Мы много говорим о самоидентификации нации, а Сережа не говорил, а делал. Очень искренне, харизматично, концептуально, с креативом на высшем пилотаже. Многие артисты, которые впервые открылись миру на его фестивалях, актеры, которых он вывел на сцену, стали знаменитыми людьми. Он обволакивал своей потрясающей энергией, счастьем нахождения в искусстве - музыке, театре, живописи.
Как человек он был невероятно добрым, искренним и честным. Он всегда помнил о всех днях рождения друзей и находил для каждого какие-то особенные слова-поздравления. Его часто называли - человек-праздник!
Мы вчера говорили по телефону с директором Львовской оперы Василием Вовкуном, он сказал мне: "Оля, меня бы без него не было!" Такие слова могут сказать огромное количество людей. И чем чаще будут вспоминать, тем больше останется памяти о Сереже.
Вчера я поняла: наша жизнь очень быстротечна и может прерваться в любую секунду. И не успеешь сказать человеку все, что хотел сказать. Мысленно поблагодарить за то, что он так ярко прошелся по краешку твоей жизни. Сережа же эти тонкие моменты всегда улавливал, был бесконечно благодарен людям, любил всех, кто его окружал…
Хочу еще рассказать историю, которая будет очень характеризовать Сережу. Однажды в детстве я попала в больницу. Мама в панике - советские времена, ничего нигде нет, врачи настаивают - усиленное питание, витамины. А этого всего нет! И тут прилетает Сережа, он уже жил в Киеве. С авоськой апельсинов! Сейчас для нас это обычное дело, а тогда - страшный дефицит. Я навсегда запомнила картинку: выглядываю в окно: внизу стоит мама и рядом Сережа с высоко поднятой над головой авоськой апельсинов. В этом был весь он!
|
СПРАВКА КП
Сергей Проскурня родился 28 ноября 1957 года во Львове.
Окончил Киевский институт театрального искусства имени Карпенко-Карого (курс Леонида Олейника и Сергея Данченко), преподаватель мастерства - Ада Роговцева.
В 1983 году Сергей Данченко пригласил работать режиссером в Театр им. Франко, в 1987 году вместе с Адою Роговцевой поставил дипломный спектакутрль "Чайка".
В 1988-1989 годах участвовал в разработке концепции Всеукраинского фестиваля "Червона рута", был главным режиссером первого фестиваля в Черновцах (сентябрь 1989). В эти же годы был одним из основателей театрального фестиваля во Львове "Золотой лев".
В марте 1992 года создал и провел 11 международных театральных фестивалей-лабораторий "Мистецьке Березілля" (последний состоялся в октябре 2003).
В октябре-декабре 1996 года организовал юбилейные мероприятия по случаю 60-летия Романа Виктюка. В проект входили юбилейный вечер во Львовской опере и фестиваль в Киеве с участием театров Романа Виктюка, Московского художественного театра имени Максима Горького, Театра на Фонтанке и Театра юного зрителя (Санкт-Петербург).
В 2009 году был художественным руководителем Одесского Национального академического театра оперы и балета.
Лауреат премий Национального союза театральных деятелей Украины "Эксперимент" (2001) и имени Сергея Данченко (2017).
У Сергея Проскурни остались мама, жена и дочка.
|
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ