Невероятное – очевидно. Как оставить в прошлом "космические" платежки за газ и тепло
Невероятное – очевидно. Как оставить в прошлом "космические" платежки за газ и тепло

Невероятное – очевидно. Как оставить в прошлом "космические" платежки за газ и тепло

Почему тарифы в украинской энергетике устанавливаются непрозрачно и не в пользу потребителей? Почему эта сфера до сих пор является вотчиной монополий? Возможно, есть те, кому выгодно, чтобы нынешнее состояние дел оставалось неизменным? Вопрос — риторический.

Энергетика оказывает существенное влияние на экономику нашей страны, она является своеобразным фундаментом для успешного развития всех отраслей и основой для определения качества жизни граждан. 

Сегодня регуляторная политика в отношении топливно-энергетического комплекса является хаотичной и непрофессиональной. Для каждого из нас эта тема важна, ведь, отдельные "группы влияния", устанавливая заоблачные цены, которые каждый из нас получает в платежках, грабят украинское общество.

Отсутствие закона, который бы внедрял единую государственную систему мониторинга производства, поставки, транспортировки, потребления и оплаты за топливно-энергетические ресурсы и коммунальные услуги, не позволяет власти иметь под рукой инструмент, благодаря которому можно достичь баланса между спросом и предложением на этом рынке, и внедрить логическое и практическое обоснование ценообразования. Чтобы цены и тарифы перестали быть "среднепотолочными", и не в пользу потребителя.

Есть основания полагать, что оздание рынка, который бы показывал реальные цифры добычи, покупки и потребления в топливно-энергетическом комплексе, позволит понять, что цены в наших платежках в 2-3 раза больше тех, что могли и должны бы быть.

Пока граждане думают, как оплатить коммунальные услуги, олигархат, который предоставляет эти услуги, имеет возможности манипуляциями экономить в своих карманах средства. 

Для нас уже не удивительна ситуация, когда чайник на газовой плите греется дольше, чем обычно. В интернете распространялись фейки, вроде того, что к газу, якобы, добавляют определенные смеси, а на самом деле происходит элементарное: снижение давления в системе приводит к тому, что счетчик "накручивает" так же, но меньшим является количество сгораемого газа.

Аналогично — снижение давления в системе теплосетей. Украинцам присылают платежки за потребленные гигакалории, которые фактически они не потребляют. 

Можно сказать, что мы платим больше из-за завышенных тарифов, при этом, поставщики услуг, подконтрольные "группам влияния", производят меньше по реальным ценам. Поэтому мы платим по ценам, которых в реальности нет, и за количество потребленного ресурса, которое, также не соответствует действительности.

Украинская энергетика находится в постоянном чрезвычайном положении. На фоне тарифного кризиса и кризиса в энергетике, вопрос энергоэффективности стоит как никогда остро.

Что можно сделать? Прежде всего, гарантировать энергетическую безопасность. Для рядового гражданина эти слова ничего не значат, поэтому, попробую объяснить.

Сегодня в Украине мы не имеем реального рынка в топливно-энергетическом комплексе. Вместо него — отсутствие конкуренции, искажение рыночных механизмов, тотальная монополизация, коррумпированность, ну и, как вишенка на торте, большой теневой сегмент.

Вопрос энергетической безопасности вместе с комплексом действий по ее достижению, были рассмотрены на уровне власти еще в 2018 году, но реализованы до сих пор не были.

 Возможно, есть те, кому выгодно, чтобы нынешнее состояние дел оставалось неизменным? Вопрос — риторический.

Ежегодно Украина потребляет около 30 млрд.куб. газа, а добывает, в среднем, за последние годы — более 20 млрд.куб. Старые месторождения, открытые в советское время, используются "до последнего", однако государство не заинтересовано в открытии новых, потенциал которых более 1 трлн. куб. Частные компании, перехватывая инициативу, увеличивают добычу.

Сегодня необходимо на государственном уровне установить четкий контроль за добычей газа. 

Кроме того, важно понять реальное количество действующих и законсервированных скважин, обеспечить контроль за ТЭС и их соответствие современным экологическим требованиям, разработать и внедрить план энергетической устойчивости Украины и концепцию развития рынка нефтепродуктов и газовых топлив.

Во-вторых, нужно добиться снижения энергоемкости ВВП. 

Промышленные предприятия неэффективно используют энергоресурсы по двум простым причинам:

— несоответствие предприятий энергетическим стандартам;

— устаревшее и малоэффективное оборудование.

Исторически, цены на топливно-энергетические ресурсы в Украине низкие, и не было необходимости розвивать энергоэфективность. Так и сложились соответствующие, как технические, так и ментальные особенности.

Около 70-75% предприятий на территории Украины не являются энергоэффективными. Наблюдается парадоксальная зависимость: при сокращении энергопотребления на 20%, уровень энергоемкости промышленности сократился лишь на 2%.

Первой и, пожалуй, главной сегодня задачей является создание условий для эффективного использования ресурсов. Этого мы можем достичь за счет внедрения изменений в законодательство, но нужно понимать и то, что олигархату такой путь невыгоден. А значит, с его стороны будет оказываться сопротивление.

Нам необходим, как национальный план действий по энергоэффективности, так и введение показателей снижения энергоемкости. Власти стоит поддержать энергоэффективные проекты, а также ввести энергоаудит.

И последнее — создание прозрачного рынка.

Принятие закона "О Единой государственной системе мониторинга производства, поставки, транспортировки, потребления и оплаты за топливно-энергетические ресурсы и коммунальные услуги "(ЕГСМ). дает возможность снизить выплаты, как на энергоносители для предприятий, так и обеспечить реальный пересмотр цен для населения, благодаря топливно-энергетическому балансу.

По словам специалистов, в течение 2-3 месяцев после внедрения такой системы, будет заметен эффект. Кроме этого, есть перспектива создания прозрачного топливно-энергетического рынка, который не будет зависеть от олигархата, и который позволит реформировать жилищно-коммунальную сферу.

Суть ЕГСМ проста — это постоянно действующий мониторинг, отслеживание ресурсов и расчетов в топливно-энергетическом комплексе и, как следствие, формирование энергетического баланса государства.

Внедрение такой системы дает четкое понимание реальной стоимости услуг и ресурсов, которые потребляют украинцы. Следствием чего будет реальный пересмотр цен в наших платежках. 

Также мы должны понимать, что затраты на энергоносители для предприятий включены в себестоимость товаров, которые мы покупаем, что достигает, иногда, 60%. Уменьшая затраты на энергоносители, сэкономленную разницу предприниматель переведет на заработную плату, чтобы удержаться на конкурентном рынке. 

Кроме этого, стоит отметить, что без энергетического баланса другие реформы промышленного и экономического направлений невозможны. 

Соответствующий законопроект подавался в повестку дня ВР, однако до сих пор он так и остается проектом. Политики много лет кричат с трибуны об "покращенні" и низких тарифах, не могут внедрить систему, которая на практике позволит внедрить то, что они декларируют. 

Выводы каждый сделает самостоятельно.

Теги по теме
Украина Новости политики Экономика энергетика реформа
Источник материала
loader
loader