Финансовый консультант, основатель Finbase Андрей Пивненко в своей статье рассказывает, как IT-компании могут использовать бенчмаркинг, чтобы сравнивать свои финансы с другими игроками рынка.
Что такое бенчмаркинг?.
Бенчмаркинг был придуман в США в 1972 году компанией Xerox.
Этот инструмент был создан, чтобы разные компании из одной сферы могли себя оценить, сопоставив с лучшими и средними игроками рынка, и понять, в какую сторону необходимо двигаться, чтобы улучшить свои показатели.
Если кратко, то основная цель бенчмаркинга: сравнение с другими, чтобы улучшить собственные результатов.
Когда я только стал CFO, у меня постоянно возникал вопрос: нормально ли эту сумму тратить на определенное направление, или ровно столько на одного человека в офисе? Мы слишком много тратим или недовкладываем, и не получаем нужный результат?.
Обычно компании работают сами по себе, поэтому.
CEO и финансовым директорам очень сложно достать какие-либо управленческие.
Логично, что каждая компания со своей стороны боится разглашать.
управленческие цифры, и по итогу никто не распространяет такие данные.
Цифрами готовы делиться только, если я как CFO поделюсь своими: но у меня NDA и у них — NDA.
Иногда удавалось получить какие-то общие данные, но без уточнения деталей компаний и уверенности в их достоверности.
Сбор таких данных — очень сложный процесс, для одного человека — почти нереальный: собрать 10 подобных компаний, чтобы сравнить себя с ними и понять, где ты находишься на этом рынке.
Этот инструмент классно работает, но собрать данные сложно.
Я увидел уникальную возможность собрать релевантные данные на курсе по финансовому менеджменту в закрытом клубе собственников IT-компаний Growth Factory, который я провел пару месяцев назад для IT-компаний.
Как мы собирали информацию: принципы внесения данных.
Мы пообщались со студентами курса, выбрав группу с 20-400 сотрудниками, и запросили у них данные для бенчмаркинга.
Всего данные предоставили 35 человек, из них для анализа взяли данные 25 компаний.
В основном, это — аутсорс/аутстафф-бизнес.
Полученными данными мы поделились с участниками, чтобы они понимали как и по какому принципу их оценивали, чему стоит уделить внимание.
По итогу компании самостоятельно находили себя среди бенчмарков.
Пример бенчмарка.
Здесь и далее иллюстрации предоставил автор статьи.
Например, я показываю бенчмарки без уточнения названий компаний, они находят себя и понимают свое положение среди других, так как знают свои цифры.
«Я — оранжевая точка, я вот здесь нахожусь на рынке».
Благодаря бенчмаркам каждый нашел свое положение относительно других, сохранив анонимность.
Как мы собирали данные?.
Мы попросили данные у лояльных компаний, которые были настроены дать нам сырые и честные цифры для нормальной статистики.
Их цель: улучшить свое финансовое состояние и грамотность бизнеса.
Поэтому у меня к этим данным больше доверия, чем просто к данным с рынка.
Что делали компании?.
Мы выслали всем компаниям таблицы и попросили заполнить их.
Предварительно четко проговорив с компаниями, что относится к каждой категории, чтобы никто ничего не перепутал.
Таблица для сбора данных.
Далее мы убрали имена, фамилии и собрали.
статистику в одну таблицу для дальнейшего построения графика данных.
Остановлюсь на нескольких важных моментах:.
Мы просили компании разместить зарплаты бэк-офиса по направлениям.
Чтобы у нас не было статьи, где находилась анонимная зарплата.
То есть, каждая зарплата в своей нише: зарплата сисадминов – в IT expenses, зарплата работников HR – в HR… Это было сделано, чтобы понять: сколько процентов каждая компания тратит от дохода (Revenue) на конкретное направление затрат.
Мы просили все налоги на зарплаты и на ФОП/ЧП добавлять к зарплатам.
Также мы собрали данные о том, сколько компания тратит на сотрудника.
В таблице мы привели наглядные примеры и пояснения, что подразумевает каждый пункт, чтобы не оставить права на ошибку.
Затраты на одного сотрудника.
Как пользоваться бенчмарками как инструментом?.
Итак, у вас есть инсайдерская информация от компаний вашего размера с вашего рынка.
Что делать дальше?.
Посмотреть, насколько ваши косты больше/меньше бенчмарка.
Это можно увидеть на графике относительно других компаний: выше или ниже них вы находитесь в каждой конкретной категории.
Разобраться, насколько такие показатели целесообразны и ценны для бизнес-модели.
Например, если вы клиенту продаете какой-то крутой сервис по быстрому подбору команды, то, скорее всего, у вас затраты на рекрутинг — больше рынка.
Если это — часть вашей бизнес-модели, это круто и стоит делать.
Но если вы находите специалистов, не идеально подходящих вакансии и за два месяца, и при этом у вас рекрутинг в 3 раза дороже рынка — это странно.
Так нужно пройтись по каждому направлению.
Если объяснений завышения показателя относительно бенчмарка нет — понять с командой, как можно довести свой показатель до бенчмарка.
Вырабатывайте план действий, режьте издержки, либо повышайте.
Сделайте все, чтобы выйти на рыночные показатели и стать эффективней.
Если объяснений занижения показателя относительно бенчмарка нет — пересмотреть риски, которые вы на себе несете.
Вы вполне можете не осознавать этих рисков.
Пересмотрите результаты, которые вы получаете от конкретной функции.
Например, кто-то не вкладывается в юридические затраты, кто-то не тратит на IT-поддержку.
Но отсутствие этих затрат — риски, которые несет компания.
Если у вас показатели — лучше бенчмарка и все ОК с рисками и результатами каждого направления вы довольны, порадуйтесь за эффективность своего бизнеса.
И не забудьте поделиться с рынком вашими достижениями.
На что тратятся компании размером 80–200 сотрудников?.
Я разделил все бизнесы по размеру на 20-80 и.
80-200 сотрудников.
Есть еще группа до 20 человек, но у них очень мало.
В небольших компаниях множество функций закрывает сам СЕО.
данные тяжело сопоставимы с другими компаниями.
Итого у нас две группы: 20-80 и 80-200.
Мы посчитали средние показатели и расположили компании 80-200 по убыванию маржинальности:.
Группа 80-200 человек.
На графике можно увидеть показатели:.
GPM (сколько компания зарабатывает маржи, gross project margin);.
Overhead (сколько у компании уходит на все другие операционные затраты: офис, печеньки, команда бек офиса, маркетинг…);.
Net Profit (сколько компания получает чистой прибыли).
Первая (синяя точка) — сама маржинальная, около 57%.
Супер-бизнес у кого-то из участников.
Последняя (оранжевая точка) — с самой низкой маржой.
Компания, у которой наибольший GPM, как видим из графика, тратит средние по рынку суммы, логично, что при этом Net Profit у них самый высокий.
Хочу уточнить по поводу чистой прибыли: это не самый точный показатель, так как все по-разному реинвестируют в бизнес.
Некоторые покупают компьютеры и их сразу ставят на затраты, а другие — амортизируют в течении нескольких лет.
Также и с помещением: кто-то купил офис, а кто-то — нет.
И еще много подобных неоднозначных моментов типа инвестиций в биздев и т.
Поэтому я не делаю акцент на Net Profit.
Все остальные показатели достаточно точны, чтобы по ним делать выводы и что-то менять в компании.
Глобально график показывает такой тренд: средний GPM у крупных компаний (80-200 программистов) — около 41%, средний Overhead — 30% и средний Net Profit — 11%.
Для большей четкости сравнения я добавил в сравнение IT-гигантов Epam и Luxoft.
Из графика видно, что они более эффективно справляются со своими костами (издержками), но и GPM немного — ниже нашей средней.
То есть, чем больше компания, тем более эффективно она должна работать со своими затратами.
Бизнес и административные затраты.
На этом графике отражены административные.
затраты компаний.
Какая часть дохода тратится на зарплату бэк-офиса, аренду,.
офис, рекрутинг, юридическую поддержку, налоги и другое.
Явно видно, что кто-то (оранжевая метка) тратит очень мало на зарплату бэк-офиса, хотя в среднем по рынку показатель равен 6,8%.
Также и с офисом, кто-то тратит больше 8%, а другие — только 3%, а средний по рынку показатель равен 4,9%.
Офисные затраты у всех участников — более менее одинаковые, выбивается компания (синяя метка), с самой высокой маржинальностью на предыдущем графике.
Средний по рынку показатель — 0,7%.
По IT-затратам все — приблизительно в одинаковом положении, оптимально держаться в пределах 2%.
На HR кто-то тратит в полтора раза больше среднего, кто-то — значительно меньше остальных.
С рекрутингом — похожая ситуация: кто-то на него ничего не тратит (желтая метка), другие тратят много, вероятно, активно растут.
Принцип, я думаю, вы поняли и можете сами считать данные с графика.
Высчитывая среднее значение, я не учитывал сильные отклонения (экстремумы).
В расчет попали те, кто не выбивается из средней массы.
С помощью бенчмарков можно увидеть как среднюю ситуацию рынка, так и лидеров с их затратами.
Для других компаний эти показатели могут стать целью: тратить меньше, а зарабатывать больше, ведь кто-то это уже делает.
На что тратят компании 20-80 сотрудников?.
Во второй группе компаний (от 20 до 80 сотрудников) набралось почти 17.
Для бенчмарков я взял в работу 12 компаний.
Отслеживали те же показатели, что и у крупных компаний.
Средний GPM по рынку — уже не 41%, как в компаниях 80-200 программистов, а 52%.
Больше затраты на Overhead — не так эффективно работают, как более крупные компании.
Средний Net Profit компаний 20-80 программистов — больше, у одной достигает аж 18% (красная метка).
Не удивляйтесь цифре 50%, скорее всего, в этой компании несколько собственников и выводят не зарплатой, а дивидендами Net Profit.
Ниже черты есть несколько компаний, которые работают в убыток.
Компании с самыми высокими затратами на Overhead (синяя и бледно-оранжевая метка) по итогу ушли в минус.
По бенчмарку можно четко увидеть, при каких показателях невозможно выходить в прибыль.
Наглядно видно, какие затраты — это ОК, а какие — нет.
На графике административных затрат видно, что.
разброс вверх и вниз от среднего по рынку значительно больше, чем в компаниях.
В компаниях 80-200 есть CFO (или аналогичная роль) и они внимательно.
следят за эффективностью каждого направления.
Для компаний 20-80 без CFO это была очень ценная информация, которая помогла понять, какие отделы в компании отстают и к чему стремиться.
Для меня было удивительно, что в компаниях 20-80 затраты на биздев были настолько разные: у кого-то — 18%, у кого-то — почти 0.
При сравнении бенчмарков компаний 80-200 и 20-80 я специально расположил графики так, чтобы отметки 10% на них совпадали.
Благодаря этому стало хорошо видно, например, то, что средняя зарплата по бэк-офису очень разная и у компаний 20-80 она выше, чем у компаний 80-200.
Чем отличаются большие компании от малых.
Следующий шаг в работе с бенчмарками — свести все средние данные по рынку в одну таблицу, где я после сравнивал данные компаний 20-80 и 80-200.
Выделяю цветом самые сильные, на мой взгляд, отклонения.
Как итог, видим, что самые сильные отклонения были в зарплатах, в аренде, в IT-затрах (крупный бизнес меньше тратит на IT) и в финансах.
В последнем крупный бизнес тратит почти в 2 раза больше и это неспроста: скорее всего, эти компании уже упирались в потолок роста.
Потому теперь стали уделять больше анализу решений и более точно понимают, какие цели ставить каждому отделу.
Сколько IT-компании тратят на одного сотрудника.
Дальше мы сравнили данные компаний по затратам на сотрудников.
Еще когда я был финансовым директором, меня часто спрашивали: «А сколько нам нужно тратить?».
Мы начинали искать, спрашивать другие бизнесы, и все давали разные оценки, которые было очень сложно привести к единому знаменателю, так как каждый считает по-своему.
Поэтому мы продумали структуру и сделали стандартизированную оценку по всем компаниям.
В таблице мы четко видим, сколько IT-компании тратят на IT-поддержку, сколько уходит на офис и сколько съедают коммунальные на одного сотрудника (это мы подсчитали детально, учли площадь).
Удивительно, что кто-то выделяет на одного сотрудника площадь 24 кв.
— это почти маленькая квартира, а кто-то выделяет 6,9 кв.
В среднем, в IT-компаниях на одного сотрудника выделяется около 10 кв.
Далее мы отсортировали компании по уменьшению затрат.
Например, компания в Бердянске тратит на офис и коммуналку на одного человека около $25, а в Одессе — $258.
То есть между Одессой и Бердянском разница в тратах на офис — в 10 раз.
Отдельным пунктом в таблице указывался город, с помощью этого мы пытались понять, дороже ли Киев как столица, и насколько.
Оказалось, что не факт.
В Одессе, Львове есть офисы дороже, чем в Киеве.
Также мы посчитали стоимость затрат компаний на рекрутинг одного сотрудника.
Что нам показалось удивительным, в Киеве компании тратят меньше, чем в других городах.
А некоторые студенты курса поняли, что тратят на найм в два раза больше, чем в среднем по рынку.
Проанализировав данные, можно сделать вывод, что стоимость инфраструктуры на одного сотрудника в среднем равна $49, но кто-то может тратить и все $132.
Стремитесь автоматизировать максимум процессов и тратить не выше рыночных $49.
Стоимость офиса в Киеве равна $176 на одного сотрудника, в остальных городах Украины — около $120.
Данные компаний очень различаются, но понятно, что если на офис тратишь $300 — это скорее невыгодно, а если $120 — это скорее хорошо.
Такая же ситуация со стоимостью рекрутинга.
Если кто-то тратит на поиск сотрудника более $2000 – это очень много, тут вообще тяжело построить прибыльный бизнес.
Это ж сколько месяцев должен работать сотрудник, чтобы отбить эти деньги?!.
Если же ваш результат $82 при средней длительности поиска сотрудника в один месяц — вам можно читать лекции, как достичь таких результатов.
А если на поиски ушло полгода-год, то эффективность слишком низкая, при этом невозможно расти.
Средний результат по рынку — $800 за 1го проектного сотрудника в IT компании.
Выводы по бенчмаркам.
Для подведения итогов предоставлю слово.
участникам этого исследования.
После составления бенчмарка и обсуждения его с.
участниками я кратко опросил.
их о выводах, которые они сделали.
Какие инсайты вы видите,.
исходя из сравнения своих цифр с бенчмарками?.
потребность в эффективном контроле Bizdev+маркетинг;.
большой Net Profit (42%) — вероятно, недостаточно вкладываем в бизнес;.
получили ответ на вопрос, возможен ли больший Net Profit;.
Net Profit заметно меньше рынка при нормальных остальных показателях — значит дешево продаем.
С понедельника повышаем рейты.
За счет чего у вас.
получается держать показатели эффективнее средних показателей рынка?.
пересмотрена зарплатная политика и расходы на биздев и маркетинг;.
убедились, что ремоут — это правильное направление;.
поддерживаем долгие и хорошие отношения с ключевым клиентом;.
работа с фрилансерами с хорошей маржинальностью;.
нет бенча вообще;.
один специалист закрывает несколько направлений;.
постоянно мониторим цены на аренду и сервисы, выбираем лучшие варианты.
Что вы можете сделать в.
будущем, чтобы добиться лучших показателей?.
пересмотреть все показатели и.
просчитывать GPM проектов до.
поняли, что можно и нужно больше.
тратить на рекрутмент, HR, Bizdev;.
пересмотреть зарплаты сейлзов,.
убирать бенч всеми доступными способами;.
искать клиентов, которые платят.
И мой любимый отзыв: «Я бы очень жестко следила за биздевом.
Только КРI, только хардкор».
GPM% (синонимы: маржа проекта, маржинальность проекта, прибыльность проекта, гросс-маржинальность проекта) — соотношение GPM к Revenue в %.
Характеризует эффективность использования ресурсов на проекте и добавленную стоимость для клиента.
Overheads (синонимы: OPEX, админ-косты, административные затраты, оверхеды, непроектные расходы, накладные расходы) — все непроектные расходы в компании (без учета инвестиций и финансовой деятельности).
Administrative gross salary.
+Rent and.
+IT expenses.
trips, representative expenses.
+Legal and.
finance consulting.
+Bank Charges.
Net Profit (Loss) (синонимы: чистая прибыль, очищенная прибыльность, нераспределенная прибыль) — денежный результат всей деятельности компании, который реинвестируется в компанию, либо выводится в виде дивидендов.
Автор: Андрей Пивненко, основатель Finbase.
Пишут, что Рада отменила для ФОП книгу учета.
Но это пока не точно.
Готовы ли вы вернуться в офис после карантина — опрос AIN.