Кривое зеркало. Как соцсети и телевидение помогли России захватить Крым
Кривое зеркало. Как соцсети и телевидение помогли России захватить Крым

Кривое зеркало. Как соцсети и телевидение помогли России захватить Крым

Россия эффективно использовала гибридные методы ведения войны для аннексии Крыма.

Публицист и специалист по PR Андрей Демартино проанализировал методы ведения гибридной войны России во время аннексии Крыма.

Свои наблюдения он описал в книге "Кривое зеркало.

Роль социальных сетей в операции Российской Федерации по аннексии Крыма".

Tech выбрала из исследования 10 главных тезисов, которые показывают, какую роль соцсети, телевидение и российские военные сыграли в аннексии Крыма Россией.

Накануне российской агрессии нигде в Крыму, кроме Севастополя, не наблюдалось антиукраинских настроений.

Наоборот, опросы, которые проводились правительством автономии, свидетельствовали об обратном.

В Крыму, особенно в больших городах, росло число сторонников вступления Украины в НАТО и в Европейский Союз.

В топ-20 самых популярных групп в социальных сетях Крыма не было откровенно антиукраинских.

Кривое зеркало. Как соцсети и телевидение помогли России захватить Крым - Фото 1

Севастополь всегда был настроен пророссийски.

Это отличало его от всего остального Крыма.

Большое влияние имело нахождение на территории города Черноморского флота ВМФ России.

Поэтому все усилия России в социальных сетях были направлены на другие части Крыма.

Севастополь был готовым к аннексии еще до ее начала.

Пророссийские политические партии находились на маргинесе.

В 2011 году партия "Русское единство" Сергея Аксенова имела только 3% поддержки крымчан и провела трех депутатов в Верховный Совет автономной республики.

Материальное состояние пророссийских движений оставляло желать лучшего.

Они постоянно жаловались на нехватку денег и поддержки со стороны России.

Особенностью Крыма было глубокое проникновение интернета.

Уровень охвата интернетом населения Крыма составлял почти 50%.

По этому показателю полуостров уступал только Киеву.

Местные жители создали множество локальных групп для обсуждения своих проблем в социальных сетях.

Согласно данным исследования социологической компании Research & Branding Group в октябре 2013 года, 42,8% крымчан хотя бы раз в день заходили в Интернет.

50% пользовались сетью Одноклассники, 48,3% — ВКонтакте, 21,1% — Facebook.

Только 19,8% опрошенных были пользователями социальных сетей.

Кривое зеркало. Как соцсети и телевидение помогли России захватить Крым - Фото 2

Россияне развернули активную работу в соцсетях и интернете осенью 2013 года.

В этот период создали "Новостное агентство "Харьков" (НАХ), которое транслировало повестку Кремля в Украине.

Оно было создано на деньги предпринимателя Евгения Пригожина и насчитывало 17 штатных работников и еще 9 авторов по соглашению.

За созданием сайта стояло Агентство интернет-исследований из Cанкт-Петербурга, известное как "Ольгинская фабрика троллей".

По задумке организаторов НАХ, главным центром сепаратистского движения должен был стать Харьков.

Донецк и Луганск, по их мнению, на эту роль не подходили.

НАХ продолжает работать и транслировать политику Кремля.

Кривое зеркало. Как соцсети и телевидение помогли России захватить Крым - Фото 3

Филия "Новостного агентства "Харьков" действовала в столице Крыма Симферополе.

Его сотрудники обучали местных жителей работать в соцсетях, создавали и наполняли пророссийские группы.

Для этого использовали в основном соцсеть Одноклассники.

Через нее распространяли лозунги о том, что в Киеве ко власти пришли фашисты, которые могут запретить в Крыму русский язык.

Для этого массово создавались группы "Антимайдан", "Антимайдан Юго-Восток", "Антимайдан и нас миллионы", "Армия Новороссии — сводки событий" и другие.

Использовали даже не очень популярный в Крыму сервис микроблогинга Twittter, где создали аккаунт "Вежливые люди".

Такая активность искусственно инициировалась и отрабатывалась структурами, похожими на Агентство интернет-исследований.

Кривое зеркало. Как соцсети и телевидение помогли России захватить Крым - Фото 4

Главную роль в изменении сознания жителей Крыма сыграли не соцсети.

Большинство групп были созданы в начале 2014 года и не успели набрать достаточного количества участников.

Наиболее эффективно действовало российское телевидение.

С началом Евромайдана на российских каналах началась активная антиукраинская кампания, без которой влияние соцсетей не было бы таким существенным.

Корни антиукраинских настроений в Крыму и движения за отделение от Украины стоит искать гораздо глубже, еще до появления социальных сетей.

Еще в 2004-2010 годах на форумах начали возникать темы для обсуждения с антиукраинской окраской: "Нужен ли Украине Крым?", "Что, если Крым отойдет России?" (Forumkiev.

com), "Никакого украинского государства быть не может" (Дурдом), "Чей Крым, наш или их?" (Forum Mozilla Россия), "Еще немного и Украина потеряет Крым" (Politforums.

Они вызывали жаркую дискуссию и имели очень большой охват.

Правда, сегодня его сложно оценить — многие из этих ресурсов уже прекратили существование.

Кривое зеркало. Как соцсети и телевидение помогли России захватить Крым - Фото 5

Одной из главных причин, почему России удалось захватить Крым и склонить на свою сторону местное население, является отсутствие государственной политики интеграции разных частей Украины.

Жители Крыма редко выезжали на материковую Украину.

Из-за этого они были склонны верить российской дезинформации о событиях в Киеве.

Несмотря на использование методов гибридной войны, главную роль в аннексии Крыма сыграла российская армия.

Параллельно Россия эффективно использовала и новые методы ведения войны, которые влияют на поведение людей.

Это делает опыт Крыма уникальным, поскольку его не удалось пока повторить ни на Востоке Украины, ни где-либо еще.

.

Наталья Миняйло.

корреспондент редакции ЛІГА.

Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Теги по теме
аннексия Крыма
Источник материала
loader
loader