С нашей последней новости о Starship, двухступенчатой сверхтяжелой многоразовой ракете SpaceX, предназначенной для перевозки людей и грузов на околоземную орбиту, Луну и Марс, скопилось несколько обновлений.
Вообще поражает, насколько стремительно SpaceX развивает проект, учитывая то, что компания сейчас направляет на него около 5% ресурсов.
Напомним, 28 февраля SpaceX лишилась прототипа Starship SN1 — он не выдержал опрессовки (так называют испытания газовых или гидравлических систем и емкостей на герметичность и способность держать проектное давление).
Но уже 9 марта Илон Маск сообщил, что прототип Starship SN2 — незаконченный топливный банк, переделанный для специальных испытаний — успешно прошел проверку на прочность.
Этот тест послужил доказательством, что SpaceX исправила недостаток, ставший причиной уничтожения Starship SN1.
Топливный бак Starship SN2 с доработанными двигательным отсеком и конструкцией крепления двигателей (или «двигательной шайбой», как ее называл Маск — фото ниже) выдержал не только испытания давлением, но и прошел моделирование тяги двигателя с помощью промышленного гидравлического домкрата.
Static fire & short flights with SN3, longer flights with SN4, but spooling up the whole Starship/Raptor production line is really what matters.
— Elon Musk (@elonmusk) March 9, 2020.
Сейчас разработка Starship находится на начальном этапе и SpaceX постоянно вносит изменения в конструкцию.
Slight booster length increase to 70m, so 120m for whole system.
Liftoff mass ~5000 mT.
— Elon Musk (@elonmusk) March 16, 2020.
Например, на днях Маск рассказал, что возвращаемая первая ступень Super Heavy будет немного длиннее — 70 м против ранее планируемых 68 м, а вся система — 120 м.
То есть, вторая ступень ракеты и одновременно космический корабль Starship должна иметь длину в 50 метров, что в точности соответствует более ранним планам.
Взлетная масса должна составить около 5000 тонн.
Slight booster length increase to 70m, so 120m for whole system.
Liftoff mass ~5000 mT.
— Elon Musk (@elonmusk) March 16, 2020.
Напомним, Super Heavy может иметь до 37 кислородно-метановых двигателей Raptor (в атмосферной версии), семь из них будут подвижными (это нужно для управления ориентацией ракеты) и при взлете сможет выдавать тягу 90 000 кН, что в 12 раз больше тяги, чем у Falcon 9.
Вот здесь мы рассказывали подробнее о ТТХ ракеты и корабля.
Вскоре после объявления новой длины Super Heavy Маск упомянул, что дизайн корабля Starship также претерпевает изменения.
Pretty close.
Design is evolving rapidly.
Would be great to flatten domes, embed engines & add ~1.5 barrel sections of propellant for same total length.
Also, current legs are a bit too small.
— Elon Musk (@elonmusk) March 17, 2020.
Сейчас рассматривается вариант сделать куполообразное днище топливного бака Starship (и Super Heavy, вероятно, тоже) более сплющенным.
Это может позволить расширить пространство топливного бака на дополнительные ~3 м, сохранив длину корабля на уровне прежних 50 м.
Еще одно изменение: переход на некий новый сплав вместо широко используемой сейчас нержавеющей стали 301.
Что это за новый сплав и какие преимущества он обеспечит по сравнению с 301 пока остается только гадать.
Ранее Маск рассказывал, что для орбитальных запусков требуется повысить качество сборки в 3-4 раза по сравнению с «водонапорной башней» Starhopper, летавшей на высоту 20 и 150 м, в то же время для суборбитального запуска требования немного ниже.
Корпус Starhopper был изготовлен из стали толщиной 12,5 мм против 4 мм у SN1, и ранее компания планировала перейти на листы толщиной менее 2 мм в местах диаметром 9000 мм.
И хотя Starship SN2 успешно выдержал опрессовку, внесенные в экстренном порядке модификации сделали его непригодным для дальнейшего использования.
Таким образом, после испытаний он отправился на свалку.
Благо программа интенсивного развития Starship построена таким образом, что строительство прототипов обходится относительно дешево.
Уже сейчас SpaceX заканчивает сборку Starship SN3.
Буквально вчера, 21 марта, инженеры завершили монтаж третьей (из четырех) двигательной секции корабля.
В обозримом будущем будут установлены носовой обтекатель и три двигателя Raptor.
На этом прототипе будут проходить огневые статические испытания Raptor, а затем, если все пройдет успешно, он начнет выполнять полеты.
Судя по текущим темпам, SpaceX может легко доставить Starship SN3 на площадку уже на следующей неделе.
Пока неясно, сможет ли SpaceX использовать Starship SN3 для первого суборбитального полета на высоту 20 тысяч метров, или же честь совершить этот полет выпадет Starship SN4.
Ранее SpaceX оценивала проект Starship в $5 млрд, сколько потратили на развитие проекта к настоящему моменту, неизвестно.
Остается добавить, что SpaceX уже выбрала место для строительства завода и инженерно-конструкторского центра в порту Лос-Анджелеса, где будут разрабатываться и собираться межпланетные корабли Starship.
Starship и Super Heavy — это перспективные сверхтяжелая ракета и корабль, разрабатываемые SpaceX для замены текущего семейства ракет Falcon и кораблей Dragon.
Вторая ступень одновременно выступает в качестве пилотируемого или грузового космического корабля.
Ракета проектируется как полностью многоразовая, обе ее ступени смогут совершать мягкую посадку после полета в космос.
Ракета будет способна доставлять на низкую околоземную орбиту груз массой до 150 тонн в полностью многоразовой конфигурации с возвратом обеих ступеней (Super Heavy и Starship) на Землю.
Первоначально концепция ракетной системы BFR (Big Falcon Rocket) и BFS (Big Falcon Ship), которая тогда проходила под названием ITS (Interplanetary Transport System), была представлена Илоном Маском на Международном конгрессе астронавтики еще в сентябре 2016 года.
В ноябре 2018 года Маск сообщил о переименовании ракеты-носителя BFR в Super Heavy, а корабля BFS — в Starship.
Именно с его помощью SpaceX планирует отправить к Луне японского миллиардера примерно в 2023 году.
После примерно 10 тестовых орбитальных запусков SpaceX рассчитывает произвести первый демонстрационный пилотируемый запуск Starship без людей.
Ранее он планировался на конец 2020 года.
В 2022 году первые корабли Starship без экипажа должны полететь на Марс с разного рода оборудованием в рамках подготовки к колонизации, в 2023 — с помощью Starship планируется отправить к Луне (облет без высадки) туристическую делегацию во главе с японским миллиардером, а в 2024 году на Starship к Марсу отправятся первые колонизаторы.
В 2019 года Маск заявил, что в будущем билеты на Starship (в пассажирском отсеке с комфортом смогут разместиться и путешествовать до 100 человек) будут продаваться по цене ниже $500 тыс.
(в обе стороны), добавив, что в дальнейшем цена может снизиться до $100 тыс.
Он также говорил, что с 70-процентной вероятностью окажется в числе тех, кто переедет жить на Марс.
.post-facts {.
.post-facts li {.
list-style:none;.
position:relative;.
.post-facts li:after {.
content: "";.
height: 8px;.
transform: rotate(45deg);.
position: absolute;.
left: -20px;.
top: 7px;.
.post-facts li+li {.
(Открывается в новом окне).