Реализация президентской программы Владимира Зеленского "Большое строительство" стоимостью в 113 млрд грн может оказаться под угрозой.
Причина тому – коррупционные схемы в дорожном строительстве и так называемый "тендерный троллинг".
Журналисты программы "Гроші" на телеканале "1+1" в своем расследовании показали трассы, пострадавшие от такого "троллинга".
Так, в качестве примеров журналисты привели трассы "Кропивницкий-Николаев", "Никополь-Днипро", "Кривой Рог-Днипро", строительство и ремонт которых в свое время были заблокированы из-за жалоб компаний "Полтавабудцентр" и "Николаевбудцентр".
Обе фирмы, как и еще десятки других похожих, принадлежат скандальному предпринимателю Араику Амирханяну, которого неоднократно задерживали правоохранительные органы, в том числе по подозрению в тендерных махинациях.
"Хитрые дельцы идут на тендеры только для того, чтобы попортить нервы конкурентам и затянуть время.
В результате добросовестные дорожники вместо ремонтов не вылазят из Антимонопольного комитета.
Так тролли подыгрывают конкурентам, а могут вообще требовать деньги за отсутствие проблем", - говорится в сюжете программы.
По оценкам президента Национальной ассоциации дорожников Тараса Сиротинского, из-за задержек, спровоцированных "троллями", ежегодно от 4 до 7 млрд грн средств, выделенных на дорожное строительство, были использованы неэффективно.
Он добавил, что только компании Амирханяна подали около 400 жалоб в АМКУ.
По слова главы "Укравтодора" Александра Кубракова, сегодня в ведомстве разработали унифицированную документацию, которая не позволит "тендерным троллям" срывать дорожные работы.
"Сегодня каждая служба автодорог выписывает собственные условия конкурсов, а больше разных правил - больше путаницы и больше поводов для жалоб.
Должен быть единый шаблон с минимумом дыр для троллей", - отмечается в сюжете.
В частности, журналисты продемонстрировали несколько примеров, когда компания, выигравшая тендер на 500 млн грн., находится в помещении ателье по пошиву одежды, а другая вообще является лишь посредником между госбюджетом и субподрядчиками.
При этом качество дорог оставляет желать лучшего.
"Если мы ищем компанию, которая будет работать на международной трассе, она должна иметь соответствующий опыт", - отметил Кубраков.
По словам главы Всеукраинской дорожной ассоциации, которая выступает против новых правил "Укравтодора", Артема Гриненко, к нему обращаются многие компании с опытом 5-10 лет, которые не соответствуют новой документации.
Журналисты привели пример одного из ключевых членов ассоциации - компании "ВВВ Монтаж", которая ремонтирует дороги на Ривненщине и выиграла тендеров на 440 млн грн., при этом пользуется большой лояльностью заказчиков - 12 км дороги ремонтируют уже три года.
Кубраков обещает, что новые правила не позволят влиять на победу на тендере властным "покровителям" строительных компаний.