Лишь чуть более трети россиян (35%) доверяют сейчас президенту Владимиру Путину – по сравнению с сентябрем 2019 г.
рейтинг снизился на 4 процентных пункта.
Это следует из январского опроса «Левада-центра», с итогами которого ознакомились «Ведомости».
В ноябре 2017 г.
рейтинг доверия президенту составлял 59%, т.
за два года он упал на 24 п.
– почти в 2 раза.
В то же время достаточно заметно с сентября 2019 г.
выросло доверие министру обороны Сергею Шойгу (с 13 до 19%) и министру иностранных дел Сергею Лаврову (с 14 до 17%), хотя традиционно показатели ключевых министров растут или снижаются вслед за президентскими.
Доверие экс-премьеру Дмитрию Медведеву снизилось с 9 до 5%, как и недоверие – с максимальных за два года 32% в сентябре до 27%.
Сумма тех, кто не доверяет никому или затруднился с ответом, составила 39%.
«Левада-центр» задает открытый вопрос о доверии, т.
респонденты сами называют политиков, которым доверяют.
В аналогичном январском опросе ВЦИОМа, опубликованном 7 февраля, рейтинг доверия Путину составил 30,6% (в декабре 2019 г.
он впервые был ниже 30% – 29,8%).
С августа 2019 г., когда рейтинг Путина составлял 30,4%, ВЦИОМ перестал публиковать такие опросы еженедельно и перешел на ежемесячный режим.
Зато каждую неделю стал публиковаться закрытый опрос, где россиян опрашивают о доверии конкретным политикам.
По последним данным ВЦИОМа, этот показатель президента составляет 73,1%.
Уровень доверия Путину снижается давно и устойчиво, а отдельные его выступления вроде оглашенного 15 января (еще до опроса) послания парламенту имеют временный эффект, говорит директор «Левада-центра» Лев Гудков: «Снижение на 24 процентных пункта с ноября 2017 г.
– это очень заметное снижение.
Причем это открытый вопрос без подсказки фамилий, поэтому более надежный».
По мнению социолога, этот спад объясняется устойчивым раздражением россиян и усталостью от президента: «Его новая риторика, касающаяся социальных тем, дает кратковременный эффект.
Падение началось давно, и это даже не эффект пенсионной реформы 2018 г.: оно идет медленно и постепенно, и это более показательный тренд, чем резкие скачки рейтинга.
Нарастает неудовлетворенность положением дел в экономике, невозможностью нормально зарабатывать».
При этом показатели одобрения деятельности президента держатся примерно на одном уровне (67–70%) на протяжении полугода.
Это объясняется тем, что доверие касается прежде всего оценки социальной сферы, одобрение же связано с внешней политикой, риторикой «отеческой заботы», говорит социолог: «То есть это разные роли президента – на внешней арене и внутри страны.
Оценка деятельности во внешней политике высокая, а во внутренней она постоянно снижается».
Рост рейтингов Шойгу и Лаврова Гудков связывает с январскими событиями в международной политике, и в частности с ситуацией в отношениях США и Ирана: «После ослабления антизападной риторики снизилось доверие к ответственным за международную сферу министрам.
Но после январских событий доверие к ним подросло, особенно к Шойгу».
Медведев же выпал из поля внимания россиян – соответственно, к нему снизилось и доверие, и недоверие, добавляет социолог.