Как украинские ритейлеры используют искусственный интеллект
Как украинские ритейлеры используют искусственный интеллект

Как украинские ритейлеры используют искусственный интеллект


Украинские ритейлеры исследуют, а местами внедряют инструменты типа iBeacon, Midjourney, Kissa AI, Geofencing. Что это такое и как работает?

Эпоха искусственного интеллекта (ИИ) уже началась. В нашем цифровом мире уже невозможно игнорировать ИИ и не тестировать инструменты с ним, чтобы оставаться конкурентоспособным.

Украинский ритейл внимательно наблюдает за развитием новых технологий за рубежом и работает над собственными решениями. Это позволяет повысить эффективность бизнеса. LIGA.net спросила некоторых игроков украинского рынка о реальных кейсах использования ими ИИ в разных направлениях бизнеса и перспективах этих новых решений. А также исследовала рассказы представителей ритейла об использовании ИИ на iForum 2023.

ИИ в продуктовом ритейле

Auchan Украина использует ИИ для первой визуализации идей.

"Тема инновационных технологий не является новой для нас. Например, мы были одними из первых, кто в Украине использовал iBeacon. Это система датчиков, которые расположены внутри магазина. Когда клиент проходил мимо некоторых из них, ему на телефон приходило персонализированное уведомление о конкретных акциях или предложениях именно в этом магазине, именно в том конкретном отделе, мимо которого он прошел.

Эта система хорошо зарекомендовала себя в Европе и США. Однако украинский клиент на тот момент был не готов к персонализированному акционному предложению. Возможно, вернемся к этой идее позже, если в Украине также станет массовой идея охоты за скидками", – поделился с LIGA.net Сергей Федоровичев, региональный директор по продажам Auchan Украина.

Сеть VARUS также следит за трендами. В компании поделились своим опытом привлечения искусственного интеллекта. Отдел контента ритейлера уже давно и успешно использует несколько сервисов на основе ИИ для работы с сайтом varus.ua.

Так, тексты для описаний товаров помогает генерировать ChatGPT. Если поставить ему корректную задачу с подробным описанием, он быстро выдает нужный результат с минимальным количеством ошибок. Это существенно экономит время работников, позволяет им заменить выполнение рутинных задач на более важные и сокращает затраты компании.

Еще один сервис – Midjourney – привлекается для создания изображений для товаров на сайте. Отдел контента VARUS после ряда экспериментов и тестирования обнаружил, что сервис вполне может заменить фотосессию и закрыть потребность в изображениях для некоторых товаров собственного производства. В частности, он полезен для создания качественных иллюстраций для мяса, рыбы, фруктов, готовых блюд и т.д.

Fozzy использует технологии ИИ уже более трех лет. На базе R&D-центра искусственного интеллекта и инноваций "Лаборатория Зи" компания разрабатывает продвинутые решения для торговых сетей, логистики и ресторанного бизнеса. Центр проводит исследования и предлагает решения с искусственным интеллектом, сверточными нейронными сетями, машинным обучением, иммерсивными технологиями, а также с использованием интернета вещей.

Так появилась система анализа отзывов в соцсетях (message tagger) и разумная экосистема по распознаванию продуктов в ресторанном бизнесе (Kissa AI).

Kissa AI работает в качестве сканера пищи с помощью компьютерного зрения на основе нейронных сетей. Она определяет, что гость заказал, сколько это стоит.

"Наш гость ставит поднос с едой в "портал" с камерами, весами, световыми индикаторами, экраном, сканером и платежным терминалом. С технологией компьютерного зрения Kissa AI распознает блюда и формирует чек", – пояснили в пресс-службе Fozzy.

Попробовать эту технологию Kissa AI можно уже в кафе "Кантин" БЦ Silver Breeze. Скорость обслуживания более чем в 10 раз выше, чем в обычной кассе: процесс от сканирования до выставления счета длится 1-2 секунды.

Перспективность использования ИИ в будущем разделяет и Оксана Жебчук, директор по трансформации сети супермаркетов "Фора" (бренд входит в группу Fozzy): "Искусственный интеллект только набирает обороты и однозначно уже есть и будет незаменимым помощником в прогнозировании, приоритизации, построении моделей и взаимодействии с гостями".

Однако не все ритейлеры спешат активно применять ИИ. К примеру, NOVUS еще изучает его, хотя и признает, что в будущем он станет важной частью нашей жизни и бизнеса.

ИИ и доставка будущего

Нова пошта также не использует эту технологию. Но видит перспективу использования ИИ в двух направлениях: для клиентов и работников.

"Мы думали над технологией, которая поможет клиенту создавать накладную голосом. Но пока не нашли правильного решения, хотя мы провели много тестов с этой функцией и пока голосом создавать накладную дольше, чем в мобильном приложении или в отделении. Работникам использование ИИ поможет облегчить получение информации. Мы хотим упростить для них использование имеющейся в компании базы знаний, документооборот и доступ к любой информации, которая есть внутри НП", – отметили в пресс-службе компании.

Чтобы отработать разные возможности ИИ, Нова пошта проводила открытый хакатон инноваций. Он собрал 18 команд разработчиков, искавших решение на базе ИИ для улучшения клиентского сервиса. В результате хакатона были отобраны пять украинских команд, с которыми компания начала сотрудничество в этой области.

ИИ и торгово-развлекательные центры

ТРЦ Gulliver, наверное, едва ли не первый из торгово-развлекательных центров, где попробовали этот инструмент в своих маркетинговых коммуникациях.

Директор по маркетингу ТРЦ Gulliver Екатерина Жураковская поделилась некоторыми практическими кейсами.

"Искусственный интеллект сгенерировал по заданным параметрам макет из промо телеграм-канала ТРЦ Gulliver, который мы в дальнейшем использовали внутри комплекса. Кроме того, мы активно пользовались этим инструментом в наших социальных сетях – для создания развлекательно-эстетического контента, вроде подбора стильных образов и тому подобного", – рассказывает Жураковская.

Недавно ТРЦ Gulliver в коллаборации с Национальным музеем Тараса Шевченко создали мультимедийный фильм об известном украинском писателе и художнике, который транслировался на фасадных экранах. Особенностью фильма был цифровой аватар Тараса Шевченко, созданный с помощью ИИ. Параллельно разработан чат в телеграме, в котором у виртуального писателя можно было спросить что угодно. Главная цель проекта – путем современных технологий и новых форматов рассказывать о нашей культуре и истории.

Алексей Пашунов, управляющий директор ТРЦ DREAM, тоже имеет опыт использования ИИ.

"На сегодня внедрение новых технологий замедлено. Мы сосредоточены на более необходимых, как мы считаем, составляющих отношений с посетителями и арендаторами. Но в планах на перспективу конечно есть улучшение клиентского сервиса с помощью новых технологий и искусственного интеллекта. В качестве примера зарубежного опыта использования ИИ могу выделить геофенсинг (Geofencing), который на основе изучения местоположения посетителя позволяет отправлять персонализированные сообщения посетителям об акциях и т.д.

Некоторые ТЦ Западной Европы используют ИИ, чтобы помочь посетителям получить сведения о наличии определенного вида товара. Бот может даже понять, если посетитель расстроен, и предупредит персонал, чтобы те оперативно помогли клиенту. Некоторые объекты внедряют систему I-Mall, которая использует данные для отслеживания поведения посетителя в ТРЦ и может предоставлять персональные рекомендации на информационном дисплее. Что касается Украины, в условиях тяжелого для всех состояния, мы сосредоточены на удовлетворении потребностей наших посетителей и сохранении лояльных отношений с арендаторами", – говорит Пашунов.

Как ИИ изменит ритейл?

Согласно опросу Honeywell, за рубежом почти 6 из 10 ритейлеров ожидают внедрения искусственного интеллекта, машинного обучения (МО) и технологий компьютерного видения (КВ) в течение следующего года с целью улучшения опыта покупок онлайн и в магазине.

Только 3% опрошенных сказали, что вообще не используют эти новые технологии.

Почти половина (48%) респондентов назвали ИИ, MО и КВ лучшими технологиями, которые, как ожидается, окажут значительное влияние на отрасль розничной торговли в течение следующих трех-пяти лет.

Александр Ямпольский, руководитель отраслевой группы по ритейлу и оптовой дистрибуции Делойт в Украине, также поделился своим прогнозом.

"Становится понятно, что искусственный интеллект станет причиной серьезных изменений в области розничной торговли уже в ближайший год – от проверки возраста потребителя (например, 18+) на кассах самообслуживания до анализа клиентского опыта. Как ИИ повлияет на розничную торговлю? Мы спросили непосредственно у ChatGPT и были удивлены непосредственностью и точностью его ответов, вот несколько примеров.

Планирование: искусственный интеллект можно использовать для анализа данных из различных источников (таких как данные о клиентах, данные о продажах и данные из социальных сетей), чтобы делать прогнозы о поведении клиентов и тенденциях на рынке. Это поможет розничным сетям принимать более обоснованные решения о том, какие продукты хранить, как устанавливать цену и как их продавать.

Управление запасами: ИИ можно использовать для оптимизации управления запасами. К примеру, для прогнозирования спроса на продукты, отслеживания уровня запасов в режиме реального времени и автоматизации процессов изменения заказов.

Чат-боты: ИИ можно использовать для создания чат-ботов, которые будут отвечать на вопросы клиентов, давать рекомендации и даже завершать транзакции без помощи человека", – говорит Ямпольский.

Поэтому новые технологии, в том числе искусственный интеллект, помогут ритейлерам предоставлять персонализированный клиентский опыт, оптимизировать работу, поднять производительность и эффективность, улучшить управление запасами и предотвращать мошенничество — а значит, улучшить и финансовые показатели компании.

Виктория Саравас
внештатная журналистка редакции Бизнес
Источник материала
loader