Редакция MC.today публикует вторую часть истории основателя улиточной фермы Maxi Snail Антона Авраменко. В первой мы рассказывали о том, как он занимался киберспортом, работал в IT, а потом неожиданно для самого себя заинтересовался улитками.
Каждый день в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь! 🙂
Запуск первой фермы оказался неудачным – урожай улиток погиб, и Антону пришлось подрабатывать в такси. Но он не опустил руки и стал организовывать экскурсии на свою ферму, чтобы развивать бизнес дальше.
Выход на рынок Испании
Со временем возник вопрос, кому продавать большие объемы улиток – в Украине это было сложно. Поэтому моей основной целью стало находить нам клиентов за границей.
Антон на ферме Maxi Snail
После провала с первым урожаем я несколько раз ездил к тому человеку, с которым познакомился на OLX и с которого начиналась эта история, – набираться опыта. Как-то раз по дороге мы разговорились и он рассказал, что планирует открыть склад в Испании и продавать улиток там. Он искал инвестиции и партнера, который бы этим занимался.
С деньгами у меня было так себе, но я неплохо говорил по-испански и мог помочь с организацией работы в этой стране. Я быстро нашел склад недалеко от Барселоны.
Я начал предлагать нашу продукцию испанским ресторанам. Тут, как ни странно, помог мой опыт в IT.
Мы з другом создали бота, который за несколько секунд через Google-карты находил адреса заведений в определенном городе в Испании, где готовят улиток – с графиками работы, телефонами и прочей информацией.
Я грузил товар прямо в багажник легковой машины, ездил и предлагал ресторанам. В день проезжал 100–200 км. В половине случаев я продавал небольшую партию улиток сразу на месте. Во второй половине у меня заказывали 30–40 кг «на завтра». Продажи шли хорошо, но через месяц началась пандемия коронавируса. Рестораны закрылись, и продавать улиток стало некому. Пришлось ставить историю с экспортом на паузу.
Улитки Maxi Snail
Мы с женой вернулись в Украину, я разошелся с партнерами, купил землю и начал развивать собственную улиточную ферму. Там я уже мог разгуляться и реализовать все планы по автоматизации и технологичности, о которых давно мечтал.
«Умный дом» для улиток
Полив на ферме
В январе 2021 года я перевез теплицы и все оборудование на новый участок с электричеством и коммуникациями. Он находится неподалеку от села Вересня Киевской области.
На участке есть дом, где сейчас живет моя мама – помогает управлять фермой. Дополнительно мы сделали террасу для гостей, которые приезжают на экскурсии по ферме – там можно продегустировать улиток.
В автоматизации фермы мне помог опыт в IT. Для учета клиентов у нас есть CRM-система, которая сейчас насчитывает порядка 20 тыс. человек – это люди, которые в разное время интересовались фермой и оставляли заявки.
Некоторые из них со временем запустили собственные фермы и стали нашими партнерами. За 2020–2021 год мы помогли запустить 141 ферму.
Терраса на улиточной ферме Maxi Snail
Для старта нужно от 10 соток земли и 5–6 тыс. евро вложений. Мы помогаем тем, что даем партнерам все инструкции по выращиванию улиток, сопровождаем по всем вопросам, а потом выкупаем у наших партнеров урожай и реализуем его в Испании. Это чем-то похоже на систему франшиз.
У нас на ферме повсюду стоят камеры. Я могу удаленно через телефон наблюдать, что там происходит. В теплицах есть автоматизированная вентиляция, полив и отопление.
Все включаются четко по графику, но при необходимости можно управлять и дистанционно. Если идет дождь, полив не включится, если жара – будет поливать интенсивнее. Это такой «умный дом» для улиток.
Сейчас на улиточной ферме Maxi Snail в Киевской области работает около 20 людей. Для сотрудников я составил регламент-инструкцию, которая помогает быстро вникнуть во все дела. Это такая маленькая книжечка, которая рассказывает о тонкостях работы фермы.
Азиатский рынок
Когда в Испании закрылись рестораны и продавать улиток стало некому, я стал искать новые возможности для экспорта. Решил попробовать рынок косметики с добавлением муцина. Это слизь улитки, из которой потом делают порошок – один из самых дорогих ингредиентов в косметологии.
В Корее и Штатах его продают по $60–70 тыс. за килограмм. А чтобы получить килограмм муцина, нужно две тонны улиток – отсюда такая цена. У меня получилось организовать производство муцина в Украине, а в Азии я ищу способы его реализации.
Сперва мы запустили линейку уходовых средств для глаз и лица в Украине. Сейчас ее уже невозможно купить – вторую партию не делали из-за войны. Я сейчас в Индонезии и запускаю продажи тут.
Антон Авраменко с министром импорта Индонезии, партнером по производству косметики и женой
Изначально планировали продавать муцин компаниям, которые занимаются производством косметики, как сырье. Но в Джакарте я познакомился с женщиной, которая знает все об устройстве местной косметической индустрии.
Мы начали с ней сотрудничать, и сейчас вместо поиска производителей в Индонезии я сам делаю косметику с украинским муцином.
В Украине мы запускались с названием Mirin, но оказалось, тут оно не подходит. Индонезия – мусульманская страна с негативным отношением к алкоголю, а мирин – это японское вино. Мы добавили в конце названия букву i, стало Mirini. Мирини – это индонезийское женское имя.
Наше производство находится в Джакарте. Первая партия – это семь продуктов, всего 35 тыс. единиц. По цене косметика выходит дешевле корейских и японских аналогов. В будущем я планирую продвигать Mirini в Сингапуре, Таиланде и Китае.
Улиточный бизнес и война
Моя ферма оказалась в оккупации с первых дней войны, она находится в 20 минутах езды от белорусской границы. Я на тот момент уже был в Индонезии, все время созванивался с мамой, но на третий день телефонная связь пропала.
Маме тяжело пришлось: постоянные обстрелы, отсутствие еды и воды. Повезло, что в селе, где находится ферма, живут очень хорошие люди. Они делились с мамой едой – картошкой и салом, а мама готовила для них улиток. Так и выживали.
Моей же основной задачей в начале войны было успокоить всех партнеров и убедить их запускать фермы, несмотря на происходящее.
После деоккупации Киевской области я посмотрел записи с камер видеонаблюдения на ферме и увидел, как русские солдаты через окно вломились в комнату с улитками. Наверное, они искали стиральную машину, а нашли четыре тонны улиток. Они, мягко говоря, удивились.
Несколько месяцев назад на ферму приезжали американские журналисты, брали интервью о жизни в оккупации. Я на тот момент был там. В конце они спросили: «Насколько сложнее стало заниматься вашим бизнесом во время войны?» А шутка в том, что улиточный бизнес стал только выгоднее.
Улиточная ферма во время войны
В Европе поднялись цены на еду, зерновые и улиток. В Украине цены на зерно, наоборот, упали, а мы кормим улиток именно зерном. То есть выращивать их стало дешевле, а продавать сейчас можно на 30% дороже, чем в прошлом году. Плюс к нам с началом войны присоединились новые партнеры – большие украинские холдинги.
Сейчас мы экспортируем 99% продукции – урожаи с нашей фермы и хозяйств партнеров. Оборот с продаж порядка 4 млн евро в год, а мой чистый доход – около 400 тыс. евро такой доход ферма приносила до войны, сейчас Антон затрудняется сказать, на момент написания текста было рано считать доход 2022 года.
От автора Алены Лебедевой: когда мы закончили интервью с Антоном, он спросил, куда можно прислать улиток на пробу. Я подумала, что это шутка, но номер отделения «Новой почты» назвала. Через неделю у меня на ужин было эскарго из улиток, а из холодильника призывно смотрела банка улиточной икры.
Если вы, как и я, раньше только наблюдали, как медитативно улитки ползают в траве, гарантирую: в соусе песто они понравятся вам даже больше, чем в естественной среде обитания.