«Соотношение цены и наслаждения здесь просто вау». История украинца, который сейчас живет в Таиланде
Дмитрий в Таиланде
Новый, 2022 год IT-специалист Дмитрий Хмарский праздновал в Карпатах, а после этого улетел с друзьями на Пхукет. Планировал перезимовать в Таиланде и 17 февраля вернуться в Киев. Но накануне вылета заболел ковидом – пришлось сидеть на карантине в отеле и менять билеты на 5 марта. Друзья вернулись в Украину буквально за несколько дней до войны.
Дмитрий Хмарский – проджект-менеджер IT-проектов в компании IOA Labs. Это агентство по разработке с экспертизой в области блокчейна, DeFi и Web3. Вот уже девять месяцев Дмитрий живет на маленьком острове Ко Пханган. Редакции MC.today он рассказал, сколько стоит жизнь в Таиланде, много ли там сейчас украинцев и почему улыбка тайца не всегда означает, что он рад видеть вас.
Каждый день в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь! 🙂
«Слышу взрывы» – от коллег из разных уголков Украины
Жилье Дмитрия в Таиланде
У Таиланда с Украиной разница во времени плюс пять часов. Когда началось полномасштабное вторжение, я только проснулся – на острове было 10 утра. Я до последнего не верил, что война вообще возможна в наши дни на европейском пространстве.
Помню, зашел в рабочий чат, а там сыплются сообщения от коллег из разных концов Украины: «Слышу взрывы».
Вся моя семья была в Киеве. Я сразу стал писать родственникам и друзьям – узнавать, как они. Родители поначалу не хотели уезжать, но мой старший брат их уговорил. Мама уехала на дачу – она и сейчас там живет, а папа со временем ушел на фронт.
В конце февраля работа в компании остановилась. В рабочих чатах мы только обсуждали новости и думали, что делать дальше. У нас небольшая компания, в конце концов она не выдержала простоя.
Из-за кризиса я уволился оттуда в конце августа и перешел в IOA Labs. Это разработчик полного цикла, который создает проекты на основе блокчейна и Web3 и выпускает образовательные статьи о крипте.
Основная часть нашего топ-менеджмента находится в Америке, часть разработчиков осталась в Киеве, кто-то в Европе. Но большинство уже в Таиланде: коллеги переехали сюда из Европы, здесь жизнь приятнее. Соотношение цены и наслаждения здесь просто вау. Пятеро моих коллег уже на Ко Пхангане – я шучу, что с товарищем-коллегой переманил их сюда. Еще двое на Пхукете.
Главное – не забирать работу у тайцев
В Таиланде вам особо ничем не помогут, даже если вы бежите от войны. Разве что украинцам здесь дали возможность постоянно продлевать легальное пребывание.
Ее ввели в конце августа – до этого я жил по ковид-визе. Получить ее было тоже несложно: в миграционном центре заполнял три-четыре документа и платил сбор 1,9 тыс. батов. По ковид-визе штамп я ставил раз в два месяца.
Дмитрий Хмарский в Таиланде
Такое оформление не дает права на работу в Таиланде, только на проживание. То есть эта виза удобна для тех, у кого удаленная работа. Если вы хотите работать здесь – в заведениях или на строительстве – понадобится Work Permit (разрешение на работу). За нелегальный труд в Таиланде вас могут арестовать.
Моя знакомая во время войны устроилась в один из тайских ресторанов. Она получает чуть больше 1 тыс. батов за смену, что примерно равно 1 тыс. грн. Обычно иностранцы получают здесь большую зарплату, чем местные.
Сейчас продолжаю платить налоги в Украине. В Таиланде не возникают вопросы с двойным налоговым резидентством, как, скажем, в Польше. Если вы тратите деньги у них в стране – не важно, где зарабатываете их – то все будет хорошо.
Главное – не забирать работу у тайцев. Большинство местных людей работают на строительстве или в сфере развлечений. Они не любят, когда заведения нанимают много европейцев.
В Таиланде множество людей, которые живут здесь годами, но не знают тайского языка. Он довольно сложный, и без нее легко обходиться. Достаточно знать английский.
Чем меньше туристов, тем выше цены
Остров Ко Пханган, на котором я живу, небольшой, но во время ковида его население увеличилось почти в 10 раз. Сейчас здесь 150 тыс. человек. В начале войны я жил в отеле. Потом посчитал, что, во-первых, это дорого, во-вторых, там невозможно приготовить еду. Потому решил арендовать дом.
В сравнении с Европой арендовать жилье в Таиланде очень просто. В крупных городах владельцы могут попросить оформить контракт на полгода или год. Но на маленьких островах такого нет.
Цена зависит и от расположения. К примеру, Ко Пханган считают одним из самых комфортных островов в Таиланде. Он маленький, здесь классная атмосфера, нет аэропорта и «пакетных» туристов. Поэтому цены выше, чем на Пхукете или на соседнем острове Самуи.
Это касается и в целом цен на жизнь. Если вы настроены ни в чем себе не отказывать в Таиланде, то комфортной суммой в месяц здесь будет $1,5 тыс. Этого хватит на продукты, местные рестораны среднего класса и даже небольшие путешествия по стране.
Но Таиланд таков, что здесь можно жить и на $300–500. Еда здесь дешевая – на небольшом острове можно найти большое блюдо с мясом за 50 грн. И это будет супервкусно и лучше, чем на туристическом Пхукете. Там часто гонятся за количеством посетителей, а не за качеством.
Если говорить о медицинской помощи, она здесь дорогая, но профессиональная. Работники в больницах хорошо владеют английским. Только на маленьком Ко Пхангане около семи госпиталей – частные и государственные.
Дмитрий Хмарский
По-моему, медицинская сфера в Таиланде на высоком уровне из-за большого количества травмированных: в стране выдают скутеры абсолютно всем, а регулирования на дорогах почти нет.
Цены на медицинскую помощь здесь примерно такие, как в украинских частных клиниках. Моим друзьям делали перевязку после травмы за 1 тыс. грн. У меня еще действует стандартная туристическая страховка, которую я делал в Украине – плачу 3,3 тыс. грн в месяц. Она покрывает почти все, кроме аварий.
Десять видов улыбок
Однажды я оставил свой байк в центре острова возле супермаркета, где куча людей. Был сильный дождь, я с друзьями поехал на машине, а то, что ключ оставил в замке мотоцикла, забыл. Там еще и остались мои вещи – наушники и какая-то одежда. Я приехал за байком на следующий день, и все было на месте. В Таиланде почти нет краж, и в целом люди здесь добрые и порядочные.
Говорят, что у тайцев есть десять видов улыбок, а может, и больше – каждая имеет свое значение. Скажем, если таец хочет наказать вас, он будет улыбаться, но это будет отдельный тип улыбки.
Несмотря на приветливый нрав, тайцы не хотят пускать иностранцев в свою культуру. Это видно по тому, как они неохотно дают долгосрочные визы иностранцам. Исключения могут сделать только для тех, у кого много денег. Таиланд – очень коррумпированная страна, все решается за деньги.
«Ой у лузі червона калина» под тайскими пальмами
Украинцы в Таиланде
Со всеми украинцами на острове мы держимся вместе. У нас есть общие чаты, которые появились после 24 февраля. Мы часто проводим благотворительные мероприятия в разных заведениях: собираемся на борщ, готовим вареники, поем «Ой у лузі червона калина». Выручку с мероприятий передаем на нужды ВСУ.
Сам я кроме работы с первых дней войны еще занимаюсь логистикой в киевском благотворительном фонде Onuky. Там помогают пожилым людям, о которых некому позаботиться: развозят им продукты, лекарства и прочее.
Я создаю для водителей фонда оптимальные маршруты. Первые месяцы было непросто, нужно было с нуля строить всю систему. Мы работали без выходных. Спасибо разнице во времени между Таиландом и Украиной: утро я проводил с Onuky, а после обеда и до ночи работал над IT-проектами. Было сложно, но, когда ты понимаешь, что действительно спасаешь людей, уже не ищешь дополнительной мотивации.
У меня есть возможность помогать: есть постоянно интернет, свет и нет ракет над головой. Так что я не вижу никакой причины, почему бы не помогать другим. И здесь все украинцы такие: одни постоянно донатят, другие оказывают информационную поддержку. Если у кого-то есть возможность и он не помогает, то это какой-то не украинец. Мы здесь таких не знаем.