Его лицо на обложке латвийского Forbes, он заработал более $8 млн на создании NFT, но не может даже оплатить коммуналку и ему грозит 12 лет тюрьмы. Meduza рассказала историю разработчика из Риги, который всего за год стал миллионером.
Что произошло
В 2018 году житель Латвии Илья Борисов экспериментировал с генерацией изображений в JavaScript, при котором элементы картинки менялись при обновлении. Этот метод ему стал интересен и он решил узнать побольше о создании изображений при помощи кода.
«Я очень люблю программировать и люблю такие творческие штуки. Это прямо попало в меня», – говорит Илья.
Разработчик продолжил экспериментировать и знакомился с другими художниками, которые занимались креативным кодингом.
И уже в 2021-м Илья решил выставить свои работы в виде NFT, хотя отношение к технологии у него было, скорее, негативное. Также его отпугивало, что размещаются токены в блокчейне Ethereum. Как признается Борисов, это было слишком дорого, ведь неизвестно, купят твою картинку или нет.
Но вскоре запустили платформу на блокчейне Tezos (токен XTZ). Там разместить NFT было дешевле, и Илья решил рискнуть.
«В NFT важен Twitter, а у меня там не было подписчиков. Я выложил твит со ссылкой на токен и написал: «Возможно, мой первый и последний NFT». То есть у меня не было никаких надежд».
А когда на платформе появилось размещение интерактивных NFT, Илья вспомнил, что он создал код для генерации картинок, и решил выложить пару работ на продажу по минимальной цене.
И уже на следующее утро он обнаружил в электронном кошельке криптовалюту на 120 евро.
«Первые секунд двадцать я реально не понимал, откуда появились деньги на кошельке, настолько у меня не было никаких ожиданий», – признается Борисов.
Тогда разработчик решил выкладывать работы постоянно. У него даже появилась новая цель — стать популярным NFT-художником и добиться, чтобы это стало его основным источником дохода.
«Я работал с семи утра и до самой ночи, делая перерывы только на прогулки и тренировки, чтобы сохранять ясность ума. Каждый день. Спал по пять часов и работал, как псих», — делится Борисов.
Цена за работы у Ильи была разная: за некоторые он просил по одному XTZ, за другие по два, а некоторые просто дарил, чтобы получить рекламу.
Жизнь миллионера
В начале лета 2021-го он уволился с основного места работы и в августе уже стал миллионером.
«Когда у тебя появляется такое количество денег — это довольно большой стресс, который 99% людей не выдерживают», – признается Илья.
Борисов признается, что у него не было иллюзий по поводу заработка. Он понимал, что нужно платить налоги, но в законах Литвы не было четких правил по налогообложению NFT. Илья позвонил в Службу госдоходов Латвии (VID) и поинтересовался, как легализовать доход.
По закону Латвии, криптовалюта, полученная от продажи NFT, не облагается налогом. Платить лишь надо при ее конвертации в евро.
Также Борисову посоветовали зарегистрироваться как «самозанятому лицу» и уже платить налоги с выведенной в евро крипты.
«Я посчитал, что, если буду много зарабатывать, буду платить примерно 38% [государству]. Меня это устроило», – рассказал Илья.
Дополнительно он предупредил SEB-банк, в котором у него был счет.
Осенью того же года Борисов решил путешествовать и понять, чем хочет заниматься дальше. Но перед отъездом ему позвонили с бывшей работы и сообщили, что им интересуется Служба госбезопасности Латвии (VDD). Илья решил сам выяснить, что произошло, и его пригласили на беседу. Илья подробно, в течение двух часов, рассказывал свою историю. В органах ему пожелали удачи и отпустили.
Затем Илья уехал из страны, но остался налоговым резидентом Латвии. За 2021 год он заработал 8,7 млн евро.
Блокировка счетов и война в Украине
В начале 2022 года, когда Борисов находился в Испании, он хотел купить музыкальную программу, но заплатить с карты не смог. Илья связался с SEB-банком. И там ему сообщили, что полиция арестовала счет. О причине ареста в банке не знали.
Борисов пытался узнать у полиции, в чем причина ареста имущества. У него началась депрессия, потому что никто ему не мог объяснить, что произошло. Повлияло на состояние Ильи и начавшаяся полномасштабная война в Украине.
Художник еще поссорился с родными, которые поддерживали агрессию россии. Он перестал общаться с отцом.
«Он звонил мне несколько раз, я не брал трубку, потому что не хотел просто орать на него. Можно было потом поговорить, когда накал был бы меньше. А он взял и умер…», – признается Илья.
Уже в апреле Илья решил выпустить серию NFT-работ, на продаже которой заработал 200 тыс. евро. Их он пожертвовал Украине.
И только в мае, после многочисленных запросов, прокурор объяснил причину ареста. Оказалось, что счета заблокированы, потому что художника подозревают в «легализации полученных преступным путем средств в крупном размере».
После получения уведомления адвокат Борисова смог оспорить решение об блокировке счета, но арест с него так и не сняли. Оказалось, что следователь, которая вела его дело, а ее коллеги вынесли новое решение об аресте имущества.
Доказать, что деньги получены законным путем, Борисов попытался созданием сайта, на котором выложил все данные об транзакциях и выписках из банка.
«Я стараюсь смотреть на это как на социальный эксперимент», – добавляет Илья.
Напомним, ранее издание Ain.ua и расследователи из Molfar обнаружили, что проект ZelenskiyNFT, который утверждал, что собирает деньги на благотворительность, имеет среди учредителей россиян.