Первые проекты были в Запорожье, сейчас 70% заказов – из США: как Николай Каблука начал работать со светом и создал бренд Expolight
Первые проекты были в Запорожье, сейчас 70% заказов – из США: как Николай Каблука начал работать со светом и создал бренд Expolight

Первые проекты были в Запорожье, сейчас 70% заказов – из США: как Николай Каблука начал работать со светом и создал бренд Expolight

В одном из последних выпусков Big Money гостем Евгения Черняка стал Николай Каблука – основатель и арт-директор компании Expolight, победитель главных мировых конкурсов в сфере светового дизайна, создатель первой в Европе медиа-скульптуры на основе Big Data.

Редакция MC.today записала интересные детали из разговора. Рассказываем, как прикладной математик начал работать со светом и почему главный офис компании с мировыми проектами все еще находится в Днепре.

Как Николай стал заниматься светом

У Николая совсем не профильное образование – он прикладной математик, вообще не творческая профессия. Предпринимателю с детства нравился свет – во время своей первой поездки в Польшу он увидел подсвеченный костел.

«Меня впечатлило, как большие архитектурные объекты меняются под искусственным светом. Я решил сделать это и в Украине. Я тогда был студентом 5 курса и решил делать свой бизнес. Опыта не было ни у меня, ни у родителей. Одолжил денег на компьютер и стал понемногу учиться – именно за этим компьютером я делал первые эскизы, светотехнические расчеты, чертежи, договоры, это было 20 лет назад», – вспоминает он.

Николай рассказывает, что с самого начала думал о глобальном бизнесе, который работал бы во всем мире. Но первые проекты были в Запорожье, Expolight сделали подсветки сталинских башен на центральном проспекте Соборном.

Что помогло Expolight стать всемирно известными

В Expolight с самого начала сделали упор на креативные решения – на то, что, по словам Николая, до этого в мире никто не делал. Например, в Buddha Bar в Нью-Йорке есть их типичная черта  – золотая скульптура Будды на входе.

Но именно в этом баре Николай предложил сделать Будду из стекла с эффектом голограммы, будто бы он – аквариум с водой и Buddha Bar рискнул. Эта идея непростая, потому что на стекло проекция не фиксируется, надо было искать решения. Цена такого проекта – $200 тыс., Expolight заработала на нем $20 тыс. 

Buddha Bar

Buddha Bar

Еще один яркий проект – центральная площадь города Мариуполь. За эту работу компания получила престижную премию в своей сфере – Ies illumination awards.

Этот проект у Expolight заказал «Метинвест». На главной площади города установлены 25 скульптур птиц, в которые вшиты 12 лазеров. Каждая птица символизирует определенную область Украины. Раз в неделю этот комплекс создает прямо на площади лазерное шоу.

Площадь в Мариуполе
Площадь в Мариуполе
Площадь в Мариуполе

Сразу после презентации проекта в Мариуполе, Expolight получили два заказа на похожие решения. Первый – из Америки, второй – из Улан-Батора, столицы Монголии.

Почему компания с международными проектами работает из Днепра

Николай рассказывает, что 70% своих проектов компания старается делать в Украине. ​​Expolight сотрудничает, например, почти со всеми крупными строительными компаниями, которые работают со светом в своих объектах.

Единственная сфера, с которой Николай не работает – это бюджетная. У Expolight не раз пытались заказать такие проекты, но предприниматель понимает, что в Украине бюджетные деньги почти всегда равны откатам и «серым» схемам.

За пределами Украины проекты Expolight есть во многих странах мира, особенно много – в США.

При этом главный офис находится в Украине, в Днепре. Николай думал о переносе офиса в Киев, но решил, что это нецелесообразно:

«Мы подумали, что нам важнее быть коллективом в одной точке, обмениваться данными, креативить. А к клиентам просто ездить. Отработали процессы логистики, можем быстро перемещаться по всему миру, но, в основном, все работают из Днепра», – рассказывает он.

Все проекты, разработанные в Украине для других стран, делают местные иностранные партнеры. Настройки, контроль и другие вопросы часто решают с помощью камер.

«Мы стараемся все создавать в Украине, соответственно, основная маржа генерируется в Украине. Тут ее и оставляем», – рассказывает Николай.

Как в Expolight выбирают проекты

Компания Николая уже может сама выбирать проекты и отказываться от некоторых заказчиков. Им важно, чтобы у заказчика был запрос конкретно под навыки специалистов Expolight.

Если надо просто осветить улицу, то есть, чтобы было светло – за такое браться не будут. А вот если есть запрос на эстетику, работу со светом – присмотрятся. Всегда берут проекты, в которых есть еще одна составляющая, – запрос на философию смысла, социальный эффект.   

 

Николай уверен, что именно свет – это главный фактор, которые управляет эмоциональным состоянием человека.

«Мы анализировали влияние контрастности света на физиологию. Это огромная работа, в том числе научная. Свет влияет на пульс, на гормональный баланс и ментальный. Свет может повысить продуктивность, поднять настроение, создать атмосферу», – добавляет Николай.

Источник материала
loader