Художницы 19-го века, которые открыли женщинам путь в мир искусства
Художницы 19-го века, которые открыли женщинам путь в мир искусства

Художницы 19-го века, которые открыли женщинам путь в мир искусства

Пришлось пройти долгий путь, прежде чем мужчины и женщины достигли паритета в мире искусств.

В последние десятилетия художницы добились больших успехов, все чаще показывая свои труды в музеях, галереях и на международных выставках.

Но современные художницы не были бы там, где они находятся сегодня, если бы не их предшественницы из 19-го века.

Тогда деятельницы искусства начали активно съезжаться в Париж, чтобы получать образование.

Десятки из них вышли из тени, благодаря проекту под названием «Художницы в Париже, 1850-1900».

Сердце Франции, славящееся своими академиями искусств, в 1800-х привлекало художников со всего мира.

Среди них было много женщин — Мэри Кэссетт, Берта Моризo, Роза Бонер и другие.

К сожалению, большинство художниц того времени либо забыты, либо их известность ограничивается сносками в учебниках по истории искусств.

Проект «Художницы в Париже» изменил это, восстановив память о 37 женщинах из 11 стран, которые изучали искусство в Париже во второй половине XIX века.

В те времена заняться художественной деятельностью, будучи женщиной, было очень проблематично.

Несмотря на новые возможности для обучения, женщинам зачастую отказывали.

Художество считалось мужским делом, но некоторые отважные дамы оставались преданными своему делу, невзирая на трудности и ограничения.

Мари Бракемон.

Мари Бракемон.

«На террасе в Севре» (1880).

Мари Бракемон принадлежала к рабочему классу, и возможности изучать искусство в высших школах у нее не было.

Мари училась самостоятельно.

Ее первая работа — портрет матери, которую Бракемон нарисовала с помощью самодельных красок из цветов.

Один из друзей семьи, узнав, что она талантливо рисует, купил ей набор акварельных красок.

Дисциплинированность Мари отражалась и на ее стиле.

С другой стороны — ее работы напоминали стиль Жана Огюста Доминика Энгра, у которого она иногда обучалась.

К сожалению, с Энгром пришлось попрощаться, поскольку он «сомневался в мужестве и настойчивости женщины в области живописи».

Бракемон — представительница импрессионизма.

Она часто изображала свою сестру Луизу, сцены из парков, садов и публичных мест, в которых женщинам предоставлялась свобода передвижения.

История Мари достаточно трагична.

Она была невероятно талантливой, многообещающей художницей, но вышла замуж за человека, который обесценивал ее одаренность.

Карьера Бракемон была не особо успешной, в отличие от других художников, которые получали поддержку от своих семей.

Ее последняя выставка прошла на заключительном показе импрессионистов в 1886 году, после чего она покончила с художественной карьерой.

Мария Константиновна Башкирцева.

Мария Башкирцева.

«В студии» (1881).

Мария Башкирцева родилась в Украине, в семье богатых дворян.

У них была возможность переехать в Париж и отправить дочь в Академию Жюлиана.

Мария училась там с 1877 по 1884 год.

Изначально она хотела заниматься пением, но не смогла этого сделать из-за туберкулеза, который в конечном счете забрал ее жизнь.

В 1880 году Башкирцева написала картину, ставшую широко известной в Академии.

На ней изображены художницы, пишущие с натуры.

Работы Марии Башкирцевой выставлялись в Парижском салоне в 1880-х годах, завоевав почетное упоминание в 1883 году.

После смерти в возрасте 25 лет, Мария стала известной благодаря посмертно опубликованному дневнику, который она начала вести, когда ей было двенадцать.

В своем дневнике она выразила мнение по поводу обстоятельств, в которых находилась: «Если бы я родилась мужчиной, то покорила бы Европу.

Родившись женщиной, я истощила энергию на споры с судьбой и эксцентричные выходки».

Амели Бори-Сорель.

Амели Бори-Сорель.

«Dans le bleu» (1894).

Амели родилась и провела раннее детство в Испании.

Художница мастерски владела искусством рисования пастелью.

На одном из известных холстов под названием «Dans le bleu» изображена задумчивая женщина, которая пьет и курит.

Ее работы получили множество наград, в том числе в 1889 и 1900 на Всемирных выставках.

Бори-Сорель вышла замуж за Родольфа Жюлиана, основателя известной академии, где стала учительницей в 1895 году.

Амели смогла балансировать между своим творчеством и преподаванием, построив надежную карьеру.

После смерти Родольфа в 1907 году Академией помогали управлять племянники Амели.

Элизабет Норс.

Элизабет Норс.

«Мать» (1888).

Норс родилась в Цинциннати, штат Огайо.

Элизабет была одной из немногих женщин, допущенных в художественную академию.

После того как ее родители умерли в 1882 году, она отказалась от возможности преподавать и переехала со своей сестрой Луизой в Нью-Йорк.

Пять лет спустя сестры переехали в Париж, где Элизабет продолжила обучение.

Норс неоднократно бывала настоящей звездой на выставках.

Ее автопортрет 1892 года, в котором изображен рабочий процесс, является прекрасной иллюстрацией силы и решительности, необходимой для достижения успеха в творческой сфере.

Знаменитая картина «Мать» дебютировала в Парижском салоне в 1888 году.

Ее признали невероятно успешной.

Картина была показана еще на пяти выставках в течение семи лет.

В 1914 году она висела в кабинете Вудро Вильсона в Нью-Джерси, когда он был губернатором.

Норс стала второй женщиной, признанной членом Société Nationale des Beaux-Arts.

Элизабет должна была финансово поддерживать свою сестру, не могла полагаться на преподавательскую зарплату или на своего мужа.

Несмотря на это у художницы получилось зарабатывать на жизнь своим творчеством.

Мина Карлсон-Бредберг.

Мина Карлсон-Бредберг «Академия Жюлиана.

Мадемуазель Бесон пьет из бокала» (прибл.

Мина Карлсон-Бредберг начала свое обучение вместе с двумя шведскими художницами — Керстин Кардон и Амандой Сидуллой.

Позже она переехала в Париж и занималась профессиональным обучением с 1883 по 1887 год.

Карлсон-Бредберг преуспела во многих жанрах живописи: от пейзажа до цветочных натюрмортов, включая изображение интерьеров и религиозных сцен.

Она выставляла свои портреты в Парижском салоне с 1887 по 1890 года и получила почетное упоминание на Всемирной выставке 1889 года.

В 1890 году она вернулась в Стокгольм и преподавала в художественной школе, созданной Элизабет Кейзер, ее подругой и одноклассницей.

Когда ей было 20 лет, семья Карлсон-Бредберг заметила, как она целуется с мужчиной, и вынудила Мину выйти замуж.

Союз, который длился семь лет, ограждал ее от искусства.

Она снова вышла замуж в 1895 году, и снова ее муж не одобрил художественную карьеру.

Говорят, она предупреждала своих племянниц: «Девочки, помните, как вам повезло, что вы не замужем!».

Луиза Катерина Бреслау.

Луиза Бреслау.

«Друзья» (1881).

Рисование для Луизы Бреслау было способом избавления от скуки.

Луиза была болезненным ребенком, из-за чего ее отправили в монастырь.

Вскоре она переехала в Париж, чтобы учиться в академии.

После успеха в Парижском салоне, где она впервые выставлялась в 1879 году, художница открыла свою собственную студию.

Ее картина «Друзья», на которой изображена Луиза со своими соседками по комнате (оперной певицей и другой художницей), получила почетное упоминание в салоне и гастролировала по Европе.

Луиза завоевала золотую медаль на Всемирной выставке 1889 года в Швейцарии.

Государство купило три ее работы из салона Société Nationale des Beaux-Arts, где она выступала в качестве жюри.

Ее работа была оценена так высоко, что в 1901 году она стала первой иностранкой, получившей Орден Почётного легиона Франции.

Несмотря на всеобщее признание, у «Друзей» были свои противники.

Картину повсеместно пародировали, рисовали на нее карикатуры и высмеивали в прессе.

В одной карикатуре вместо женщин изображалось трио собак.

Это в очередной раз указывает на проблемы, с которыми сталкивалась художница, ступив на творческий путь.

Хелена Шерфбек.

Хелена Шерфбек.

«Дверь» (1884).

Хелене Шерфбек было всего 11 лет, когда она начала учиться в Академии изящных искусств Хельсинки.

В 1879 году академия вручила Хелене грант на обучение в Париже.

Шерфбек путешествовала по Франции, став близкой подругой австрийской художницы Марианны Стоукс.

Художница обучалась в Академии Коларосси.

Она была единственной финской художницей, которая принимала участие в Балтийской выставке в Мальмё, Швеция, в 1914 году.

Шерфбек выставляла там свои работы вплоть до самой смерти в 1946 году.

Шерфбек провела 10 лет своей жизни, заботясь о матери в отдаленной деревне, и все это время была лишена возможности творить.

В память о художнице периодически организуют выставки ее работ, включая большую гастролирующую выставку по случаю 150-летия Хелены.

К сожалению, художница осталась популярной только в пределах родной страны.

Эллен Теслефф.

Эллен Теслефф.

«Эхо» (1891).

Эллен Теслефф родилась в Хельсинки и училась в частной финской художественной школе, начиная с 16 лет.

По окончанию школы поступила в Академию изящных искусств Хельсинки.

Переехав в Париж в 1891 году, чтобы учиться в Академии Коларосси, она участвовала в создании финской группы Септем, которая позже принесла импрессионизм в скандинавскую страну.

Ее картина «Эхо» была хитом на выставке 1891 года в Финском художественном обществе, критики назвали работу Эллен «прорывом».

Теслефф много путешествовала, выставляя свои работы во Флоренции, Париже, Стокгольме и Санкт-Петербурге.

Она выиграла бронзовую медаль в 1900 г.

на Всемирной выставке в Париже.

Теслефф была признана почетным членом Общества художников Финляндии и удостоилась медали Pro Finlandia, врученной лично президентом в 1951 году.

Опять же, за пределами родной страны о художнице практически ничего не знают.

Энни Хопф.

Энни Хопф.

«Аутопсия» (1889).

Энни Хопф родилась в Швейцарии и переехала в Париж в 1882 году.

Она жила с другим швейцарским студентом, Оттилье Родерстейном, который, возможно, был ее любовником.

Биография художницы остается в тайне.

Известно только о ее выставках, обучении в столице Франции и профессорской деятельности в Берлинской академии искусств.

Несмотря на ограниченную информацию о карьере Хопф, ей удается поразить зрителя всего одним произведением под названием «Аутопсия».

На ней изображено мертвое тело, лежащее на столе для вскрытия и стоящий над ним ученый.

Историки смогли идентифицировать ученого, но как Энни получила доступ к вскрытию, остается загадкой.

Источник материала
loader