Алексей Голобуцкий. Украина без выборов: Почему это опаснее войны?
Алексей Голобуцкий. Украина без выборов: Почему это опаснее войны?

Алексей Голобуцкий. Украина без выборов: Почему это опаснее войны?

Инициатива о проведении выборов в Украине во время действия военного положения стала предметом активных дискуссий. Возможность организации избирательного процесса в условиях полномасштабной войны, учитывая вызовы безопасности, вопрос участия военнослужащих и миллионов украинцев, находящихся за рубежом, вызывает много вопросов. Дополнительный интерес к этой теме вызвали сообщения о возможном давлении со стороны международных партнеров, в частности США, которые могут связывать проведение выборов с дальнейшей поддержкой Украины.

Интернет-издание From-UA попросило прокомментировать эту информацию Алексея Голобуцкого, украинского политтехнолога, заместителя директора Агентства моделирования ситуаций:

- В условиях войны я не знаю, как можно проводить выборы. Хотя, при желании, все можно изменить - даже Конституцию. Просто на это нужно время. Хотя сейчас мы понимаем, что речь идет о выборах после прекращения огня.

Возможно (я это не утверждаю, потому что публичной информации все же нет), что одним из возможных условий России для того, чтобы произошло прекращение огня, является проведение выборов. Но понятно, что с теми условиями, которые Россия выставляет - а это возвращение статуса русского языка, я так понимаю, что возвращение пророссийских партий и вообще, чтобы ситуация вернулась... я не знаю, как это возможно... но к той, что была до 2014 года. Например, возможно, даже возвращение каких-то политических деятелей, которые скрываются сейчас или сбежали в Россию. Возможно - как один из вариантов. Для нас это выглядит фантастически.

Но готовиться к выборам надо в любом случае - уже седьмой год пошел без выборов. Я же все-таки политтехнолог. И когда спрашивают: а если война закончится через год, через два? Ну, имеется в виду, что она не будет такой, как сейчас, - в широком понимании. Так мы будем без выборов и семь, и восемь, и девять лет? Это вопрос такой... Скажем так, прецеденты в истории были. Великобритания не проводила выборы с 1935 по 1945 год.

- А чем это грозит? Для демократии это опасно, что не проводятся выборы?

- Ну да, это для всех опасно. Мы видим сейчас изменения в правительстве, которые превратились в абсолютно бюрократическую процедуру, которая ничего общего не имеет с политическими процессами. Мы видим, что мы якобы парламентско-президентская республика, но мы даже уже не президентско-парламентская, мы просто президентская республика - в лучшем случае.

В обществе накапливаются вопросы, накапливаются проблемы. И в демократических обществах для того, чтобы не доводить ситуацию до какого-то кризиса, существуют процедуры - что каждые 4-5 лет люди имеют возможность поменять власть, поменять направление движения страны и тому подобное.

Мы постоянно пытаемся искать какие-то параллели, но параллели трудно найти. Эта война уникальна: как воюют - уникальность, чем воюют - тоже уникальность. Ну и придется, видимо, пройти, возможно, и вариант уникальных выборов - или в послевоенной ситуации, или вообще в военной ситуации.

При всех проблемах, которые существуют, люди ходят в рестораны, в театры, в кино, люди занимаются жизнью на большинстве территории Украины. Даже в тех городах, где происходят обстрелы каждый день - все равно люди живут. И прийти проголосовать на выборах - это не более опасная процедура, чем прийти посидеть в ресторане 2-3 часа.

Есть вопросы по беженцам и тем военным, которые находятся на фронте. Вот эти вопросы. Но их тоже можно решить - при желании. Намекают на решение чисто техническое, имеется в виду голосование в "Дії" или через "Дію".

На данный момент я сомневаюсь, что это все же пройдет через Европу и Америку. Хотя, опять-таки, и этот вопрос можно было бы решить - если бы серверы и все остальное находились в каком-то органе или стране, в первую очередь - в стране, которой все могли бы доверять.

Понятно, что если завтра назначат выборы через "Дію", то у огромного количества людей будет вопрос к доверию. Поэтому это такой круг вопросов. Надо об этом говорить. Надо что-то делать.

Я не думаю, что люди чувствуют, что завтра выборы. Но, с другой стороны, я вам скажу так: впервые о выборах я услышал от людей, которые там крутятся в Офисе президента, еще летом 2022 года. Тогда говорили, что этой осенью (на тот момент - осенью 2022 года) будут выборы.

Мы не привыкли просто так долго быть без выборов. Политическая жизнь - хоть и полумертвая, на уровне зомби - но все же каким-то образом пытается бурлить, хоть что-то делать.

Есть простой момент: какие будут выборы и как они будут проходить, зависит от рейтингов власти на момент, когда эти выборы станут возможными.

Джерело матеріала
loader
loader