МОРДЮКОВА НОННА. Актриса Нонна Мордюкова: «Выходила я замуж, да только без загса»
МОРДЮКОВА НОННА. Актриса Нонна Мордюкова: «Выходила я замуж, да только без загса»

МОРДЮКОВА НОННА. Актриса Нонна Мордюкова: «Выходила я замуж, да только без загса»

Вехи истории в именах.

6 июля 2008 года в 22:00 по московскому времени на 83-м году жизни скончалась Нонна Мордюкова.

Еще в марте того года актрису на “скорой” доставили в Центральную клиническую больницу.

Ей поставили диагноз деменция (распад психических функций в результате поражения мозга) с психическим расстройством….

На самом деле будущую Нонну родители Виктор Константинович и Ирина Петровна нарекли Ноябриной.

Она родилась 25 ноября 1925 года в станице Константиновской Донецкой области.

Детские годы прошли на Кубани – в селе, где ее мать работала председателем колхоза.

В 1946-м Нонна поступила на актерский факультет ВГИКа в мастерскую В.

Бибикова и О.

Наставники видели в ней героиню греческих трагедий и типажи масштаба Анны Карениной, хотя сама Мордюкова увереннее чувствовала себя на сцене в телогрейке и сапогах.

Уже в студенческие годы за актрисой стало закрепляться амплуа “простой русской женщины”.

Первая же кинороль сразу принесла ей официальное признание и всенародную любовь: студентка второго курса сыграла Ульяну Громову в “Молодой гвардии” Сергея Герасимова, за что получила Сталинскую премию 1949 года.

В 1950 году Мордюкова окончила институт и была принята в Театр-студию киноактера.

Фильмов в ту пору снималось не так много, и о большой роли приходилось только мечтать.

Заметна эпизодическая роль колхозницы Насти Огородниковой в фильме “Возвращение Василия Бортникова” (1952).

Удачей Нонны стала работа в фильме “Чужая родня” Швейцера (1955), где она с большой достоверностью народной интонации и деревенской повадки сыграла Стешу Ряшкину.

Драматург Б.

Метальников специально под Мордюкову написал “Простую историю”, снятую режиссером Ю.

Здесь актриса сыграла молодую вдову Сашу Потапову, на чьи плечи нежданно легло бремя председательства в отстающем колхозе.

Противоположной была роль Дони в фильме А.

Салтыкова “Председатель” – абсолютно отрицательный персонаж: жена единоличника, грубая, горластая спекулянтка, прижившая ребенка от фашиста-оккупанта.

Среди комедийных работ Нонны Викторовны можно вспомнить монументальную, мрачноголосую купчиху Белотелову в “Женитьбе Бальзаминова” К.

Воинова (1964), цепкую и хищную чиновницу Пристяжнюк в фильме “Тридцать три” Г.

Данелии (1965) и конечно же жэковскую активистку Плющ из гайдаевской “Бриллиантовой руки”.

А в картине “Комиссар” А.

Аскольдова (1967) актриса неожиданно предстала в весьма неоднозначном образе комиссара Вавиловой, почти утратившей за годы Гражданской войны свою женскую сущность и вновь обретающую ее в материнстве.

В народной драме “Русское поле” Н.

Москаленко (1971) Мордюкова снималась вместе с сыном Владимиром Тихоновым.

По сюжету мать теряет сына, и самое страшное, что такое же горе через несколько лет случилось и у Нонны Викторовны.

Еще когда в 1967-м актриса уехала на несколько месяцев на съемки кинофильма “Комиссар”, ее восемнадцатилетний Володя пристрастился к наркотикам.

В 1990-м году в возрасте 40 лет из-за злоупотребления наркотиками и алкоголем он умер.

Среди множества ролей Мордюковой обязательно следует вспомнить картины “Возврата нет” (1973, режиссер Д.

Салтыков), “Они сражались за Родину” С.

Бондарчука (1974), “Трясина” (1977, режиссер Г.

Чухрай), “Родня” Н.

Михалкова (1981), рязановский “Вокзал на двоих”.

Затем ее приглашали лишь на случайные, эпизодические работы.

В постсоветской России народная артистка ушла из театра и почти не снималась.

Жила встречами со зрителями, писала книгу воспоминаний “Не плачь, казачка” и представительствовала на различных фестивалях.

Картина “Мама” режиссера Д.

Евстигнеева (1999), специально поставленная на Мордюкову, лишь подчеркнула диссонанс актрисы с современным кино.

Народной артисткой СССР Нонна Викторовна стала в 1974-м.

Включена в десятку лучших актрис 20 века в английской энциклопедии “Кто есть кто”.

Однако она никогда особо не пользовалась благами, которые ей могла дать дружба с властью.

Только в третьем тысячелетии Нонна Мордюкова переселилась в трехкомнатную квартиру, и то случайно.

Телеведущий спросил: “Нонна Викторовна, а как получилось, что вы, народная артистка, до сих пор живете в однокомнатной “хрущевке”?” Мордюкова ответила: “А вот не знаю.

Не могу я просить начальство”.

И пошутила: “Вот напишу в ЮНЕСКО…” Через несколько дней ее “квартирный вопрос” чудесным образом разрешился.

В трагическом для себя 1990 году на сборном концерте в Череповце актриса познакомилась с молодым певцом Юлианом, за которым она вдруг стала проявлять материнскую заботу.

Очевидно, он чем-то напоминал ей сына.

Из-за откровенных взглядов и вопросов журналистов Мордюкова шутки ради стала называть юношу “супругом” и помогала ему до конца своих дней.

Впрочем, желтая пресса постоянно смаковала эту тему, и кто знает, может и в самом деле дыма без огня не бывает? На творческих встречах Нонне Викторовне постоянно задавали нескромный вопрос: “Как ваш супруг?” – “Штирлиц, что ли? Мы давно уже развелись!” – “Да нет, Юлиан”.

– “А, Юлиан.

Так я его вечная невеста”.

С первым и единственным официальным супругом – Вячеславом Тихоновым – актриса прожила в браке 13 лет.

Они были очень непохожи.

Она – яркая кубанская казачка, говорит громко, смеется, так от души.

Он – скромный, тихий, интеллигентный мальчик.

Мордюкова рассказывала, что они с Тихоновым не жили, а мучились.

Ни ему домой не хотелось, ни ей.

Но уже родился ребенок.

Да и развод в те времена был делом очень предосудительным.

Несколько лет назад в одном интервью Нонна Викторовна сказала, что у нее осталась на Тихонова обида на всю жизнь: он ни разу за всю их совместную жизнь не поздравил ее с днем рождения.

“Бывало, солнце уже садится, а я все жду, что вспомнит.

Не дождалась…” А уже совсем недавно в фильме Ренаты Литвиновой “Нет смерти для меня” актриса призналась, что тоскует по Тихонову.

Если честно, то складывается впечатление, что Нонна Викторовна принадлежала к тому типу темпераментных и бурных женщин, которые редко бывают счастливы в семейной жизни.

Кстати, У Вячеслава Тихонова в повторном браке жизнь семейная сложилась.

А вот у Мордюковой… “Выходила я замуж, да только без загса, – сказала как-то артистка.

– Мужья мне все не те попадались.

Красивые были, как боги, но какие-то инфантильные, несостоявшиеся”.

Вячеслав Васильевич о бывшей супруге всегда отзывался положительно и интеллигентно.

Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ.

Подпишитесь на новости.

Джерело матеріала
loader
loader