Опыт Афганистана: когда богатство недр становится ловушкой для государств
Опыт Афганистана: когда богатство недр становится ловушкой для государств

Опыт Афганистана: когда богатство недр становится ловушкой для государств

Богатства недр должны быть для государств благом, но иногда они становятся проклятьем, и минералы начинают формировать всю геополитику Земли, провоцируя конфликты и войны. Коротко про – о том, что Украина и Афганистан стоят на одной ступени в ресурсных сделках с США, которые готовы помогать в решении проблем, но только за щедрый приз – лишь бы утереть нос Китаю.

Была республика – и нет ее

В августе 2021 года военные силы США вышли из Афганистана, где находились последние 20 лет. За год до этого США и правящий в Афгане "Талибан" подписали в Дохе мирное соглашение, предусматривающее вывод всех американских и натовских войск из Афганистана за 14 месяцев. При этом афганское правительство в переговорах не участвовало, за что и было объявлено нелегитимным.

Вывод американских войск, завершившийся 31 августа, сопровождался стремительным наступлением "талибов". Они захватили Кабул и вынудили президента страны Ашрафа Гани бежать.

Так закончилась Исламская Республика Афганистан – под выстрелы, звуки падения тел афганцев, сорвавшихся с шасси американских самолетов, под взрывы терактов и под пляски бородатых мужчин на брошенном янки военном оборудовании стоимостью $7 млрд.

Как и следовало ожидать, страна, быстро переименовавшись в «Исламский Эмират Афганистан», загнула салазки своим гражданам так, что они охнуть не успели. Моментально грянул гуманитарный кризис – Международный валютный фонд никаких дел с полудиким «исламским эмиратом» иметь не желал. Где-то на счетах заморозились $9,5 млрд афганских резервов. В стране начался голод, безработица, вспыхнули эпидемии.

Четыре года назад американцы вышли из Афганистана, практически оставив страну на произвол судьбы. Фото: kanaldim.tv

Гуманитарку раздерибанили

До недавнего времени крупнейшим донором Афганистана были США, как это ни странновато звучит, покрывая практически половину всего международного гуманитарного финансирования. Но не так давно администрация президента Трампа прекратила иностранную помощь «Исламскому Эмирату Афганистан». Американские чиновники вкупе с ооновскими вдруг разглядели, что огромные деньги шли не на закупку хлеба и лекарств, а широкой струей – в карманы сторонников режима. Внезапно обнаружилось, что присланное продовольствие уходило в военные тренировочные лагеря "талибов", а сами "талибы" скупили на круг нескольких чиновников ООН и даже требовали от них «откаты».

Все эти и другие факты были заложены в доклад Специального инспектора США по реконструкции Афганистана. В Минэкономики США доклад категорически опровергли, а в миссии ООН в Афганистане потребовали доказательств. Пока доказательства собираются, "талибы" продолжают голодоморить свой народ, геноцидить женскую его часть и налаживают дружественные связи с другими близкими им по террористическому духу странами в европейской части земного шара.

Тогда вместе с армией США бежали десятки тысяч местных жителей. Фото: wikipedia.org

Китай заполняет вакуум

С одной стороны, США ушли из Афганистана, с другой – подбрасывают ему на пропитание. Никаких противоречий нет: для Америки Афган – очень лакомый кус, а точнее, ресурс. Большой перспективный ресурс редкоземельных металлов, лития, меди и других полезных ископаемых, за которые США готовы душу дьяволу продать.

Собственно, и появились США в этой части Азии в 2017 году не просто так: президент Ашраф Гани предложил США доступ к минералам для сохранения присутствия, что заинтриговало Трампа (в его первой президентской каденции), видевшего в этом компенсацию затрат на войну. Правда, американские компании не бежали инвестировать в страну, где вся демократия разбивается о крохотную щелочку для глаз в женском хиджабе и запрет посещать школы.

Но у США же есть конкуренты на афганские копи – Китай, Россия и Иран. Они-то и ринулись дружить с Афганистаном, близко его к себе не подпуская, дабы не замараться, но обещая аборигенам «бусы и зеркальца» за доступ к афганским месторождениям.

Китай доминирует в мире по добыче редкоземельных металлов – около 60-70% мирового рынка. США же узрели в Афганистане две возможности: окупить триллионные расходы на войну и снизить зависимость от Поднебесной в плане «редкоземов».

Вывод войск США в 2021 году широко открыл дверь для Китая, инвестирующего в медь и литий через «Один пояс - один путь». Американское влияние сошло на нет. И пока в Вашингтоне рисуют схемы, как вернуть авторитет среди "талибов", геологическая служба США сыпет соль на раны: по ее оценкам, в Афганистане запасы полезных ископаемых оцениваются в $1–3 триллиона, включая литий и редкоземельные элементы (1,4 млн тонн, среди которых церий, лантан и неодим), медь (свыше 12 млн тонн на $50 млрд) и железо (2,1 млрд тонн высококачественной руды на $336 млрд). Плюс запасы золота, кобальта и драгоценных камней.

Эти ресурсы критически важны для производства аккумуляторов, магнитов и оборонных технологий. Также Афганистан нелегально добывает лазурит – на $20 млн в год. Мог бы и больше, но технические возможности не позволяют.

Китай волнуется в сторонке за свое лидерство в отрасли, но не сильно: он уже заключил с "талибами" нефтегазовый контракт на $540 млн и интересуется медными залежами в Мес-Айнак, усиливая влияние через инвестиции в инфраструктуру. Китай заполняет вакуум, оставленный США, и вряд ли что-то сможет остановить это внедрение. Примерно так же, как Россия пытается расползтись по Украине, прихватив с собой месторождения.

Власть в Кабуле сейчас в руках у "талибов", которых не спешат признавать в мире, но вынуждены с ними считаться. Фото: gettyimages.com

Нечего не напоминает?

В принципе, пару мазков в этой картине идентичны схеме: страна с ресурсами – США с угрозами-предложениями – договоренность. В Украине аналогичная динамика, с нашими-то запасами лития, титана, марганца, графита, урана и т.д. Недаром они так волнуют президента США, недаром он вытряс из Украины сделку по "редкоземам", наступив пару раз на горло собственной песне, но прописав украинские условия. Слишком большой куш маячит впереди. И это еще не все месторождения разработаны и разведаны… Может, с ними и набегут те $500 млрд, в которые уже оценили редкоземельные запасы Украины?

Случаи с Украиной и Афганистаном показывают, как природные богатства стоимостью в миллиарды долларов становятся не только экономическим активом, но и способом конкуренции за ресурсы, необходимые не только для «зеленой энергетики» и высоких технологий, но и «обороны». Два договора – афганский с США в 2017-2020 гг. и украинский с ними же в 2025-м – по смыслу идентичны: США предлагают поддержку в обмен на доступ, но конфликты внутри стран ограничивают реализацию этих договоров.

Несмотря на сходства, различия подчеркивают уникальность ситуаций: афганские ресурсы больше ориентированы на медь и железо, в то время как украинские - на титан и марганец. В Афганистане барьеры для западных инвестиций создает контроль "Талибана", в Украине - продолжающаяся война. И все это – отголоски настоящего «ресурсного проклятия» стран.

Теги по теме
Афганистан
Источник материала
loader
loader